Рефераты. Ответы по философии






решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание

темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от

роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс

распространения информации на численно большие аудитории. Это является

средством идеологического. политического. экономического и другого влияния

на психику и сознание человека.

Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть

новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров

возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации

позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного

окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию

личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным

с ней проблемам. При этом каждому доступна практически любая необходимая

ему информация. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для

управления процессом, транспортные средства. Уход в виртуальный мир.

Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

43. Понятия присвоения и отчуждения.

См. вопрос №16.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.

5. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге

нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни

продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий

работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа

делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые

создаются в производстве - средством жизни, физического существования.

Рабочий полностью от них зависит.

6. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не

удовлетворяет потребности в труде, а только средство для

удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий

распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только

осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -

форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего

представляется унижением в себе человека.

7. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

8. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

44. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).

Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества

предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает

акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый

исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры,

т.е. объясняет историю с точки зрения религии.

История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой

Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна

ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации?

Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто

философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное

познание и наука - основной элемент философствования.

У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне

доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона

лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В

это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной

пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».

45. Социальный институт, его структура и функции.

Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием

людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное

возникает как системная характеристика, как интегральный эффект

непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.

Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык

группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального

взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены

на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных,

скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество.

Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность.

Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью,

сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается

массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность,

организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность

границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве

структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения,

массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.

Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов

социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в

социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само

коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то

здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной

потребности, как личностного, так и общественного характера.

Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные

виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для

членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.

Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся

новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают

накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как

экономические институты, осуществляющие производство и распределение

товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция,

тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за

поведением членов общества ради сохранения общественного порядка,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.