решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание
темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от
роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс
распространения информации на численно большие аудитории. Это является
средством идеологического. политического. экономического и другого влияния
на психику и сознание человека.
Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть
новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров
возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации
позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного
окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию
личности, так и ее разрушению.
Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным
с ней проблемам. При этом каждому доступна практически любая необходимая
ему информация. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для
управления процессом, транспортные средства. Уход в виртуальный мир.
Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.
43. Понятия присвоения и отчуждения.
См. вопрос №16.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.
5. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге
нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни
продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий
работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа
делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые
создаются в производстве - средством жизни, физического существования.
Рабочий полностью от них зависит.
6. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не
удовлетворяет потребности в труде, а только средство для
удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий
распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только
осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -
форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего
представляется унижением в себе человека.
7. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род
человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с
природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное
- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая
жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания
собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и
производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.
Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая
сущность.
8. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды
друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между
людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения
Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.
Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная
собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической
экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к
пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения
калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,
недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько
глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,
когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем
- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало
простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный
отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс
связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе
имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет
производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет
средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших
сторон.
Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения
труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же
параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и
его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению
человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между
людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,
живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее
законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в
которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по
законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо
отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть
гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут
реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное
ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и
внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся
Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной
собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми
человеческой сущности.
44. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).
Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества
предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает
акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый
исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры,
т.е. объясняет историю с точки зрения религии.
История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой
Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна
ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации?
Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто
философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное
познание и наука - основной элемент философствования.
У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне
доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона
лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В
это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной
пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».
45. Социальный институт, его структура и функции.
Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием
людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное
возникает как системная характеристика, как интегральный эффект
непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.
Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык
группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального
взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены
на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных,
скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество.
Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность.
Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью,
сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается
массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность,
организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность
границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве
структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения,
массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.
Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов
социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в
социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само
коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то
здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной
потребности, как личностного, так и общественного характера.
Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные
виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для
членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.
Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся
новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают
накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как
экономические институты, осуществляющие производство и распределение
товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция,
тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за
поведением членов общества ради сохранения общественного порядка,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26