Рефераты. Ответы по философии






свободу, творчество начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не

находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это

объекты, вещи.

Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек

есть микрокосмос и микротеос, по подобию Бога, потому он существо

беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное

и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда

отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид -

натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление

человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом.

Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога

не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,

как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде

идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы

дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания.

Объект философского познания - мировые тайны, например, тайна свободы

творчества. Основные формы познания - мистический опыт, религиозное

откровение.

Социальная философия. Общество есть объективация человеческих отношений,

чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество -

часть личности. В объективном обществе царит разобщение, при наличии

коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники.

Особая роль России - связь Запала и Востока.

29. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

В античной древности первое осознание, как единодушно полагают

специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе

субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую

за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не

существование чего-то, а просто существование.

Воодушевленные этой идеей философы - элеаты приняли абстракцию чистого

бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное,

за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для

Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней

реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.

Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и

красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как

чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими

принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы

обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности

вещи); во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой

соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной

формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение

(принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное

назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,

если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного

бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется

как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение

бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и

этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в

последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы

через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто

и т.д.).

Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным

богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков

христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла

в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство

бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а

именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в

уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит

исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь

оспаривалось (вплоть до наших дней).

В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время происходит секуляризация

(обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное, разделение

философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация»

понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная

реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне

отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по

себе, а Вселенная - как машина.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход:

субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное

основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции,

преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания,

человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это

означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц

выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение

эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и

утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть

прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в

суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем

ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность

Я, а материальное бытие - ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и

абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Почему именно с него? Разве

бытие лишено всякой определенности? Разве это самое «тощее» понятие? А быть

может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве

его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все - материальный и

духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодействиях? И да, и нет.

«Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего

больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо

абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и

пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю

парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь

посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично,

есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония здравого смысла. Она же

- плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с

наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не

ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие,

и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство

противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него

совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в

нечто. Эта концепция подвергалась критике. Так А.И. Герцен писал: «Чистое

бытие - пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия

(а между тем они-то одни и существуют), не что иное, как логическая

абстракция, так, как точка, линия - математические абстракции; в начале

логического процесса оно столько же бытие, сколько небытие. Но не надобно

думать, что бытие определенное возникает в самом деле из чистого бытия;

разве из понятия рода возникает существующий индивид?» Имеется в виду, что

иерархия «чистого» и «определенного» бытия должна быть обратна гегелевской.

В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления (идею о котором он

разделял) проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное

бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (как всеобщность).

Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не

полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель здесь обращается к

«онтологическому аргументу» (т.е. упоминавшемуся выше доказательству бытия

Бога). Он утверждает, что «конкретная всеобщность» - Бог - не может не

содержать столь скудное определение, как бытие, парадоксально замечая: «Для

мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем

бытие».

Современная трактовка бытия, как философской категории: прежде всего

существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие часто называют

существованием, идеальное - сущностью. Сущее - многообразие, в котором

бытие является идентичным. "Сущее и бытие различаются так же, как

различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное

и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом

многом одно и то же… Действительное многообразно, но в нем одна

действительность, идентичный модус бытия" (Николай Гартман 1882-1950, нем.

философ). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к.

охватывает также не данное.

30. Категории как высшие роды бытия и ступени познания.

Категория (от греч. высказывать) - в разговорном языке то же самое, что

вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.