В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем
простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые
понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории
познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия
объектов познания (категории бытия, категории реального).
Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется
теорией познания.
Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что
имеется всего 10 категорий (единичного и общего); сущность, количество,
качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание,
самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории:
идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, знала только
6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение),
отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 категории:
субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями
формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому
восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без
использования ощущений, не имеют познавательной ценности.
Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы
суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в
каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних -
динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина),
цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение;
категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории
модальности: возможность, существование, необходимость.
В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную,
чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и
доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12
кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила
философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно
в том виде, как она встречается у Ницше.
Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде
всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья,
вайшешика и ньяя.
В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.
Категориальный анализ - учение о категориях, исследующее природу и
область применения категорий. Различает категории науки и познающего
мышления (например, пространство и время), с одной стороны, и категории
созерцания и переживающего сознания (например, субстанция, закономерность)
- с другой.
Констатирует, что каждой области науки присущи свои категории
(категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не
выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции.
Иногда одна категория становится на место другой (например, в физике -
причинность на место телеологии), иногда меняется содержание самой
категории. Так, в отношени субстанции (как чего-то неизменного) процесс
познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего - от
субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени - от наивного
взгляда на время к реальному времени» (Н. Гартман).
Часто понятие категория распространяется на все непосредственно данные
элементы мышления, т.е. на элементарные понятия, которые характеризуются
тем, что они не могут быть определены, а лишь объяснены. Эти элементарные
понятия образуют вместе с категориями (категориями в узком смысле)
категориальные понятия.
31. Проблема единства мира и основные пути ее решения.
В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое
представление о сознании и мозге. Сознание рассматривалось как нечто
надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над
поверхностью земли или меду в сотах.
Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так,
то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные
материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они считали, будто мысль
находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.
Ни одному нейрохирургу еще не удалось с помощью скальпеля извлечь из
вещества мозга ни одной самой захудалой мыслишки. Физиологическими
исследованиями, а тем более техническими средствами можно лишь фиксировать
распределение нервных процессов, а не содержание, которое в них
зашифровано. В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество.
Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа -
не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением
действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-
исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями.
Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным
отражением, то никакое познание не было бы возможным. Образы вещей могут
быть чувственными, наглядными (например, визуально сходными со своими
оригиналами), но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не
внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи
компонентов). Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к
определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам
в мозгу.
Если в голове возникла мысль, то она обязательно есть мысль о чем-то.
Мысли ни о чем в принципе быть не может. То, что в нашем сознании имеется
содержание, не соответствующее оригиналу или даже вообще не имеющее
никакого оригинала, совсем не означает, что может вдруг всплыть
беспредметная мысль. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное
содержание у реальности. Идеальное - это данность объекта субъекту. И
подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не
подозревая, что творится в самом мозгу.
Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы
мышления не совпадают с законами тех физических, химических и
физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в
мозгу и которые составляют материальную основу сознания. Далее, одни и те
же физиологические механизмы осуществляют не только разные, но и прямо
противоположные мысли. Логические связи мыслей моделируются на мощных
компьютерах, а состав физиологических процессов - нет.
В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное противоположны
материальному, а за этими пределами их нельзя противопоставлять как
абсолютные противоположности. Почему? Дело в том, что мысль принадлежит не
какому-то потустороннему миру, а миру реальному, она не какое-то
сверхъестественное начало, а естественная функция мозга и она неотторжима
от него. Мысль, идея не имеют самостоятельного физического существования.
Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия
сущего. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и
внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее
действительность идеальна.
Мир - в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость»
существования, т.е. бытие человека в мире.
В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в
мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных
группировках, например как «мир математика» и т.д., 3) то, в чем
совершается человеческое существование, например общественный мир, «мы»,
или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость»,
существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»;
по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и
проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования,
делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему
понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта.
32. Пространство и время. Эволюция представлений.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время.
Основные точки зрения на время и пространство. 1) субстанциальная
концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие
наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между
самостоятельными субстанциями. независимость свойств пространства и времени
от протекающих в них мат процессов. 2) реляционная. Пространство и время не
сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой
материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не
существуют.
Зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем
в античности начали рассматривать проблему. Парменид - движения не
существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пространства и
времени. В соответствии с Демокритом пространство до 20 в. отождествляется
с пустотой, считается абсолютным и вечным. Его свойства изотропно,
однородно.
Время однородно и необратимо. Галилей основатель экспериментально-
теоретического естествознания рассмотрел принцип относительности движения,
и ввел систему отсчета. Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования
в понятии пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом
выдвинул теорию абсолютного пространства и абсолютного времени.
Пространство остается всегда одинаковым и неподвижным, оторвал пространство
и время от материи.
Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26