Рефераты. Ответы по философии






В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем

простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые

понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории

познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия

объектов познания (категории бытия, категории реального).

Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется

теорией познания.

Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что

имеется всего 10 категорий (единичного и общего); сущность, количество,

качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание,

самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории:

идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, знала только

6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение),

отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 категории:

субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями

формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому

восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без

использования ощущений, не имеют познавательной ценности.

Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы

суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в

каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних -

динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина),

цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории

модальности: возможность, существование, необходимость.

В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную,

чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и

доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12

кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила

философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно

в том виде, как она встречается у Ницше.

Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде

всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья,

вайшешика и ньяя.

В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.

Категориальный анализ - учение о категориях, исследующее природу и

область применения категорий. Различает категории науки и познающего

мышления (например, пространство и время), с одной стороны, и категории

созерцания и переживающего сознания (например, субстанция, закономерность)

- с другой.

Констатирует, что каждой области науки присущи свои категории

(категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не

выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции.

Иногда одна категория становится на место другой (например, в физике -

причинность на место телеологии), иногда меняется содержание самой

категории. Так, в отношени субстанции (как чего-то неизменного) процесс

познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего - от

субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени - от наивного

взгляда на время к реальному времени» (Н. Гартман).

Часто понятие категория распространяется на все непосредственно данные

элементы мышления, т.е. на элементарные понятия, которые характеризуются

тем, что они не могут быть определены, а лишь объяснены. Эти элементарные

понятия образуют вместе с категориями (категориями в узком смысле)

категориальные понятия.

31. Проблема единства мира и основные пути ее решения.

В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое

представление о сознании и мозге. Сознание рассматривалось как нечто

надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над

поверхностью земли или меду в сотах.

Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так,

то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные

материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они считали, будто мысль

находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.

Ни одному нейрохирургу еще не удалось с помощью скальпеля извлечь из

вещества мозга ни одной самой захудалой мыслишки. Физиологическими

исследованиями, а тем более техническими средствами можно лишь фиксировать

распределение нервных процессов, а не содержание, которое в них

зашифровано. В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество.

Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа -

не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением

действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-

исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями.

Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным

отражением, то никакое познание не было бы возможным. Образы вещей могут

быть чувственными, наглядными (например, визуально сходными со своими

оригиналами), но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не

внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи

компонентов). Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к

определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам

в мозгу.

Если в голове возникла мысль, то она обязательно есть мысль о чем-то.

Мысли ни о чем в принципе быть не может. То, что в нашем сознании имеется

содержание, не соответствующее оригиналу или даже вообще не имеющее

никакого оригинала, совсем не означает, что может вдруг всплыть

беспредметная мысль. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное

содержание у реальности. Идеальное - это данность объекта субъекту. И

подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не

подозревая, что творится в самом мозгу.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы

мышления не совпадают с законами тех физических, химических и

физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в

мозгу и которые составляют материальную основу сознания. Далее, одни и те

же физиологические механизмы осуществляют не только разные, но и прямо

противоположные мысли. Логические связи мыслей моделируются на мощных

компьютерах, а состав физиологических процессов - нет.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное противоположны

материальному, а за этими пределами их нельзя противопоставлять как

абсолютные противоположности. Почему? Дело в том, что мысль принадлежит не

какому-то потустороннему миру, а миру реальному, она не какое-то

сверхъестественное начало, а естественная функция мозга и она неотторжима

от него. Мысль, идея не имеют самостоятельного физического существования.

Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия

сущего. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и

внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее

действительность идеальна.

Мир - в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость»

существования, т.е. бытие человека в мире.

В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в

мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных

группировках, например как «мир математика» и т.д., 3) то, в чем

совершается человеческое существование, например общественный мир, «мы»,

или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость»,

существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»;

по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и

проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования,

делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему

понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта.

32. Пространство и время. Эволюция представлений.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время.

Основные точки зрения на время и пространство. 1) субстанциальная

концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие

наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между

самостоятельными субстанциями. независимость свойств пространства и времени

от протекающих в них мат процессов. 2) реляционная. Пространство и время не

сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой

материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не

существуют.

Зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем

в античности начали рассматривать проблему. Парменид - движения не

существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пространства и

времени. В соответствии с Демокритом пространство до 20 в. отождествляется

с пустотой, считается абсолютным и вечным. Его свойства изотропно,

однородно.

Время однородно и необратимо. Галилей основатель экспериментально-

теоретического естествознания рассмотрел принцип относительности движения,

и ввел систему отсчета. Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования

в понятии пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом

выдвинул теорию абсолютного пространства и абсолютного времени.

Пространство остается всегда одинаковым и неподвижным, оторвал пространство

и время от материи.

Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.