Рефераты. Ответы по философии






природы, а наличие законов в обществе отрицали. Задача объяснить отдельные

факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это уникальные

явления, которые не повторяются. В качестве руководящего принципа

объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер

и сущность которых образует трансценденциальный мир.

38. Понятие общества.

Человеческое общество – высшая ступень развития живых систем, главные

элементы которой люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд,

продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее,

политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера

духа. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их

воли.

Древние философы пытались разгадать природу общественных связей, сущность

исторического развития, его причины. По Платону, общество возникает в силу

того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих

потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится

политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к

общественной жизни.

Средневековые философы в трактовке истории человечества, как правило,

апеллировали к божественному проведению: история предопределена богом;

общество основано на неравенстве, с которым люди должны мирится. Августин

рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего.

Мыслители Нового времени рассматривали историю общества, как продолжение

истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной

жизни. Гоббс и Локк развивали концепцию общественного договора и договорную

концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях

философов 17-19 в. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими

людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими

людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и

общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к

интересам общества.

Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует

объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех

интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Простая

совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты индивиды,

тем более развито и прогрессивно общество.

Спенсер. Органическая школа в философии. Проблема соотношения

биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви

(душа). Торговля - кровь, телеграф - нервы. В эволюции момент интеграции

(развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к

разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). В

ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и

корпоративности. При этом общество должно служить интересам индивида, а не

поглощать его.

Марксизм. Общество есть совокупность общественных связей и отношений всех

социальных субъектов, что через систему общ отношений, условий

производства, политических и социальных институтов определяет содержание и

направленность деятельности людей. Материальные условия жизни и потребности

и интересы социальных субъектов определяют идеальные побудительные силы.

Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе

правого государства, где действует принцип защищенности прав человека. В

истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая

ценность.

39. Индивид, личность, индивидуальность.

Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок - индивид,

но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится

личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и

приобретает относительную самостоятельность.

Индивид есть существо общественное, и всякое проявление его жизни

является проявлением общественной жизни. Это понятие общеродового признака.

Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять

группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по

объему. В конце мы придем к единственному представителю человеческого рода,

персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

Личность социальна, по сути, и индивидуальна по способу выражения.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь,

по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность

индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть

собой в рамках окружающей социальной среды.

В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей,

но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть высокая

ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой

условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека.

В настоящее время существует две концепции личности: личность как

функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его

сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной

роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир

человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает

сущность. Сущностная концепция является более глубокой. Личность -

индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект

познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических,

эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в

таком случае есть производное от его социального образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс

требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной

корректировке своих действий, поведения, поступков. Это вызывает

необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием

самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот

основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика

личности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как

личность.

Личность - всегда в процессе формирования, застывшая личность есть

деградация.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает

возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формированием личности складывается и характер личности -

психолог стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою

постоянную определенность" - Гегель.

Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу

воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что

великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих

целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и

социально значимых идеалов.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и

представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит

деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости,

многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то

понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало.

Личностные качества обусловлены не только внешним, но и внутренним,

духовным содержанием. Личность есть категория религиозно-духовная, индивид

натуралистически-биологическая.

40. Свобода и ответственность личности в обществе.

Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является

в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему

другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит

в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в

жизнь общества. Социализация осуществляется в филогенезе (формирование

родовых свойств и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной

личности).

Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек,

поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому

императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают

глубокое чувство трагизма от сознания своей "не-личности", т.е.

неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "Я".

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на

развитии личности. Изоляция - страшное наказание. Еще страшнее есть

навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть

личность. Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не

могут нести ответственность за свои действия. Свобода и ответственность

есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей

деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода, следовательно, не

абсолютна и претворяется в жизнь как осуществленные возможности путем

выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли есть необходимое

условие любой целенаправленной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.