Рефераты. Ответы по философии






ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть

образована без предшествующего ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно, ни путем доказательства. Возможно, причинная связь и

существует. Но так это или не так - установить невозможно. Причинная связь

если и существует, то она непознаваема. Однако люди склонны делать

заключения из наблюдаемых в прошлом действий к подобным же действиям этих

объектов в будущем (за весной следует лето) Почему люди действ подобным

образом? Это привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить

наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания

(скептицизм). Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не

равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(учении о бытии) Юм отрицает существование категории

субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств.

В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто

причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим

разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

10. Социальная философия английского Просвещения.

Гоббс Томас (1588-1679). Человеческая природа первоначально пробуждается

только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным

состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех.

Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились

государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То,

что государь санкционирует, является хорошим, противоположное дурным.

Общественный закон есть советь гражданина. Страх перед теми невидимыми

силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами,

которые оно не признает, есть предрассудок.

Важнейшая заслуга Гоббса «Теория общественного договора». «Левиафан» -

государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан.

Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта

самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого

человека. Основа – стремление к самосохранению. Люди с самого начала не

слишком сильно отличаются друг от друга. Природа человека эгоистична и

направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Ресурсы

ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это

продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть

становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный

договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности

человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть.

Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже

не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее

редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше

защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти.

Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации

монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних

врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение.

Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не

хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство

выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с

государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным

и не расшатывалось изнутри). 2. Монархическая форма – наиболее оптимальная

форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его

развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4.

Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние –

все имеют равные права. Война всех против всех.

Локк Джон (1632-1704). В своем учении о государстве Локк ограничивает его

деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на

основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право

для всех, а также разделение власти.

11. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия).

Иммануил Кант родился в 1724г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал

ректором университета, писал свои труды и умер в 1804.

Он был не только философом, но также крупным ученым в области

естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делят на два

периода.

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать

филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как

умозрительная наука (без обращения к опытным данным). Рассмотрел новую,

немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из атомов, которые

обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил

строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея

постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение к

формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов.

Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным, ввел

понятие отрицательных величин. Роль формально - дедуктивных методов

ограничивается в пользу опыта.

Во второй период (критический) пытается строго отделить явления от вещей

в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем

лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм.

Кант называл его «критикой разума». Это учение ограничивает разум,

поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался: выяснить источники различного вида знаний - научного

и философского; на чем основывается достоверность знаний; исследовать формы

и категории научного мышления... При исследовании вопроса о границах и

формах человеческого познания заявляет, что мир сущностей должен быть

предметом веры. Вещи в себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и

пространства. Отсюда его учение - трансцендентальный идеализм.

Учение "Критической философии" сформировалось к началу 80-х гг. Оно

изложено в трактах «Критика чистого разума» (81), «Критика практического

разума» (88) и «Критика способности суждения» (90) (теория познания, этика

и эстетика, учение о целесообразности в природе соответственно)

Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействую на наши органы

чувств и вызывают ощущения. Ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические

знания о «вещах в себе». Достоверное знание существует - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей к которым приложимы

формы нашего сознания. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (постаприорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем

возможны заблуждения и ошибки. «Все лебеди белые». Но опыт никогда не

заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее

знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию

суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится

связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового

знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяженность

(предикат - имеют протяженность). Если предикат не выводится из субъекта, а

соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые

тела тяжелы. Есть два класса синтетических суждений: связь предиката с

суждением мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди

черны) – апостериорные: эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как

связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные

суждения.(все, что случается имеет причину).

Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос об априорных

суждениях он ставит в след форме: как возможны такие суждения в математике;

как возможны они в теоретическом естествознании; возможны ли они в

метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованием трех

основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возможности суждений в математике Кант

рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы

математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждении

математический синтез субъекта с предикатами основывается либо на

чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная

форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего).

У Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возможности априорного синтетического суждения в теоретическом

естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое

содержание, получаемое из опыта. Категории не формы бытия, а понятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.