Рефераты. Ответы по философии






истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с ними общественность.

Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение

научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое

предельное место в новой теории. Но это первый этап. На рубеже 19-20 вв.

произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство,

абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась

электромагнитная. Что же остается от старой науки? Второй этап развития

позитивизма - эмпириокритицизм.

Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария,

родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо

очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось

слишком много метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так

сказал Мах - на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше

думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле

исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить,

что одно - причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации

(пошло от Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его

восприятием. Где есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет

смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация,

в которой Я и дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта

- одновременное включение духовного и материального начала. Принцип

экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо

описывать (дескрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки

зрения биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый

закон помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится

поведение. (Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика

исходила от самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто

в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может.

Вместо экономии мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы

потом истина выжила.

Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм. Бертран Рассел

(1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ), Людвиг

Витгенштейн (1889-1951, Австрия, ученик и друг Рассела). Проблемы логики

научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования.

Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится

между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается. Задача

философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки.

Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть

сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям.

Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно

свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Язык - просвечивание ничто

(страх, тоска) у экзистенциалистов. Наши границы бытия определяются языком.

Всю реальность можно свести к логическим актам. Логическая структура языка

взаимосвязана с логической структурой мира. Рассел: «Что есть означает

есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».

Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых

средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки

философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный

единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы

выявить действительность ситуации употребления языковых средствв,

порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует

реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой,

либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное

исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ

философии, лингвистическая философия.

Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно

быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно

упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука -

деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет

смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая

философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание

слова.

23. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856).

Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение

на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым

сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется

смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом

человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека,

который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному

и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками,

народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в

частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и

определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой

дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал,

которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути

развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными

ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и

отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем

уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы

предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и

рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой

он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

24. Разработка теории славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.

Аксаков).

Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860),

Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином

общим), Даль.

У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять

все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки:

самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен

падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера

искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились

против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра.

До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от

народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое.

Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а

возвращать утраченное.

Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт.

Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только

христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и

общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное

органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ

всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование

человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для

сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера

(включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может

постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших

особенностей развития России, а в православии – единственный источник

просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной

цивилизации.

Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик,

публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене);

рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как

последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно

быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и

чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и

представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате

духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей

самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада

в духе учений восточной патристики.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк,

лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену

крепостного права при сохранении монархии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.