Рефераты. Ответы по философии






сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания, как

категории абсолютного духа (Гегель).

Термодинамика, электромагнитное поле, закон сохранения энергии,

преодоление механистического взгляд, СТО. Характеристики времени и

пространства по-разному выглядят в разных системах отсчета. Пространство и

время по сути существуют не сами по себе, а находятся в универсальной

взаимосвязи, выступая как стороны единого целого. ОТО связывает с ними

также и материю через гравитацию. Течение времени, и протяженность тел

зависят от скорости их движения, а свойства пространства зависят от

скоплений массы и гравитационных взаимодействий. Теория пространства может

порождаться неевклидовой геометрией.

Вопрос о многомерности пространства. Трехмерность евклидова пространства,

и реальность многомерных пространств не как математических абстракций.

Одномерность и необратимость времени, что связано с фундаментальными

физическими законами. Тут же закон возрастание энтропии. Существует также

биологическое, психологическое, социальное время. На основе ОТО разработана

теория расширяющейся Вселенное (Фридман, Хаббл). Таким образом, идея не

постоянного космоса, как в античности, а постоянно раз Вселенной.

33. Движение и развитие.

Движение - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле -

изменение положения тела в пространстве.

Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо

точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии

покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в

соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном)

движении или в (относительном) покое (Теория относительности).

В психологии созерцание движения (Вертхеймер Макс, 1880-1943, немецкий

психолог) имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи,

состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени.

Движение как таковое (а не как появление подобного предмета в другой точке

пространства) можно наблюдать с наибольшей отчетливостью, если оно

совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком медленно, на равном

отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя

сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т.д.

По т.н. закону Карпентера (Уильям Бенджамен Карпентер, английский

физиолог; род. 29 октября 1813, Эксетер - ум. 19 ноября 1885, Лондон),

всякие восприятия движения или представления о движении вырабатывают в нас

слабый импульс к совершению данного движения.

Развитие, также эволюция, генезис - закономерное изменение материи и

сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор

«свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств,

отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были

доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и

малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным,

т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез),

т.е., возникновением качественно новых форм.

С другой стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим,

неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или

эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри

самого развивающегося.

В противоположность «творению», появлению из ничего, а также в

противоположность спонтанному формированию из хаоса, понятие «развитие»

употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одного

состояния к другому. Отличают также индивидуальное развитие, развитие

какого-либо отдельного существа, от всеобщего развития (природы, Солнечной

системы, Земли, жизни, человечества, расы, народа).

Уже в древности и в средние века можно проследить попытки, правда

несовершенные, раскрытия понятия развития. Понятие развития в современном

его смысле возникает уже в наше время, около 18 в., вместе с расцветом

современной биологии, Бюффон (Жорж Луи Леклерк Бюффон, 1707-1788,

французский естествоиспытатель, издатель "Естественной истории")

употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, Кант -

для объяснения происхождения космоса, Гердер (1744-1803, нем. философ) -

для объяснения истории культуры, Ламарк (в начало 19 в.) - специально для

объяснения истории живых существ. В философии немецкого идеализма развитие

означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в

божественное, а также мировой процесс как creatio continua. Понятие

развития стало основным принципом биологии (включая антропологию и

психологию) с середины 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля.

Относительно развития в области истории культуры.

34. Основные формы движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в

самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один

вид не берется ниоткуда.

Существует несколько качественно различных форм движения материи:

механическое, физическое (атом), химическое (молекула), биологическое

(белок), социальное (общество) ... Качественное разнообразие одного уровня

не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание

движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако

необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням,

а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает

низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в

низшие (нет жизни в химических соединениях). Это не только формы движения,

но и типы структурной организации материи. Физически - различны виды

взаимодействия, электромагнитное, сильное, слабое (атомные),

гравитационное, тепловые процессы, звук, колебания, химическое,

биологическое, общественное.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя.

В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты

покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого

данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой

формы, т.е. относительного покоя.

Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более

сложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы

рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля),

эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом

мировых событий вообще.

Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения,

науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего

общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Регресс (обратное движение) - движение назад.

Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в

направлении к лучшему, более совершенному.

35. Чувственное и рациональное в познании. Познание как "отражение" и

познание как "конструирование" действительности.

Чувственное и эмпирическое познание - не одно и то же. Чувственное знание

- это знание в виде ощущений и восприятии свойств вещей, непосредственно

данных органам чувств

Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а

опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую

электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего

объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания

связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение,

описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов,

например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более

высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является

ощущение - простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода

снимок отдельных свойств предметов. Многообразие ощущений верно отображает

объективный характер качественного многообразия мира и вызвано им. Потеря

способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания.

Специфичность органов чувств не только не препятствует правильному

познанию внешнего мира, как это пытались представить «физиологические»

идеалисты, но, напротив, она обеспечивает наиболее полное и точное

отражение объективных свойств предметов.

Положение об ощущении как субъективном образе объективного мира

направлено своим острием против механического деления качеств на первичные

и вторичные. С этой точки зрения первичные качества (форма, объем и т.д.)

являются отражением объективно существующих особенностей предметов, а

вторичные (цвет, звук и т.д.) носят чисто субъективный характер. Отсюда

ложный вывод: цвет, запах - это не свойства предметов, а наши ощущения (Э.

Мах); словом «цвет» обозначается определенный класс психических переживаний

(В. Оствальд). Мир же беззвучен, лишен красок, запахов.

Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то

определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета

не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Следовательно, мыслить что-то можно и по его исчезновении: ведь о нем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.