Рефераты. Ответы по философии






здесь бытие, бытие в мире, бытие для других. Сартр: бытие в себе, бытие для

себя, бытие для другого. Ясперс: бытие для других, ситуация. Бытие для себя

– осознание человеком своего присутствия в этом мире. Это осознание носит

временной, конечный характер. Человек осознает свою заброшенность в этот

мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Пограничная ситуация.

Исходная нерасчлененность бытия и его многослойность. Hет разделения на

субъект и объект. Мир стал объектом, наука инициализирует объект. Бытие

характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция -

единственная посылка, которую человек обнаруживает. Человек также

обнаруживает, что он единственное, что не может быть объектом.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть «бытие в себе», а человеческое

существование есть «бытие для себя» или ничто. Поскольку всякое бытие

возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для философии

человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись

такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие

человеческое есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает

страх «человек есть его страх».

Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в

«пограничных ситуации» - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем,

кем он себя сделает. Человек это постоянная возможность, замысел , проект.

Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.

Однако свобода понимается как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению

в понятиях, иррациональное. Свободу экзистенционалисты мыслят как свободу

вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание

индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода - это свобода

выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным» свобода есть

мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам

выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен

судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их

к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя

реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий

в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир

представляет среду, мир заботы, окружающий человека и находящийся в

неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого

существования. Время - это переживание своей ограниченности, временности.

Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная

экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и

разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая

личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом

смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем,

что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто

истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания.

Априорные формы человеческой личности является забота, тревога, страх. Это

субъективное бытие человека, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-

здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых

установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед

лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от

общественных идолов - научные абстракции, идеалы и т.д.

Ясперс- психиатр, в распаде личности видит не болезнь, а поиск своей

индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира

есть результат неосознанных стремлений, шифр бытия. Задача философии -

раскрыть шифр. Учение о пограничных состояниях - в них человек избавляется

от господствующих норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать

себя как экзистенцию.

Камю - нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

Существование человека абсурдно. Вводит категорию абсурда в свою философию.

Образ Сизифа - сделал бессмысленное осмысленным. Не выдерживая, человек

бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение

безысходного одиночества человека. Выход их ситуации - непокорство (Сизиф)

и самоубийство.

Сартр - дополнение к марксизму. Два вида бытия - бытие-в-себе, заменяющее

объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой

реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание

есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения,

многообразия жизни, вносит смысл в инертный и мир. В морали основная

категория - свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это

сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой

закон, выбирать свою мораль.

21. Современная философская герменевтика. Г. Гадамер.

Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым

классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать

памятники древней литературы.

В идущих от Вильгельма Дильтея (1833-1911, Германия) философских течениях

кон. 19-20 вв. учение о «понимании» (целостном душевно-духовном

переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от

«объяснения» в естественных науках).

Ганс Георг Гадамер (р. 1900), немецкий философ, один из главных

представителей философии герменевтики середины 20 в. («Истина и метод»,

1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.

Гадамер создал теорию понимания.

Искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста,

исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически

обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и

издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования

“Священного писания”.

В 19 в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не

ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика

превращается в специфический метод общих наук, призванный обеспечить

понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических

деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в

естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего,

закона.

В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных

методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма,

затем собственно в философии герменевтики. Так у Гадамера герменевтика

приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято,

есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма

существования общественной жизни и «критики идеологии». Проблема понимания

по Гадамеру и есть философия. Результатом оказывается замыкание философии в

кругу языка, что роднит гермевтику с неопозитивистским анализом языка.

В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика

идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и

социальной власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия.

Процедуры герменевтик могут быть использованы в истории, юриспруденции и

других науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов

сознательной человеческой деятельности.

Дильтей: герменевтика - связующее звено между философскими и

историческими науками.

22. Аналитическая философия в ХХ веке, ее эволюция и кризис. Современная

"философия науки".

Бэкон, Декаpт, Галилей. Основали рационалистический стиль мышления.

Конкретно философия науки появляется в 30-х гг. 19 века.

Философия науки - реакция на немецкую классическую философию. Царица наук

не обязана быть наукой. Наука сама себе философия. Первый этап -

становление позитивизма: Огюст Конт, Джон Стюаpт Милль, Геpбеpт Спенсеp,

Лавpов, Михайловский.

Огюст Конт (1798-1858, Франция). Написал закон о трех стадиях:

теологическая стадия (любой народ начинает со сверхъестественного

объяснения жизни), метафизическая стадия (философская, использование

отвлеченных абстрактных сущностей). На первых двух стадиях реального

объяснения нет. Третья стадия - позитивная, стадия естественных наук.

«Любовь как принцип освоения мира, порядок как условие прогресса, прогресс

как цель», - его утверждение. Создал классификацию наук, в фундаменте

которой физика. Социология для него физика общества. Он отец социологии. В

обществе есть структура, есть динамика развития у этих структур, но это же

физика.

Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Идея глобального

эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический

закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном

направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к

большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук

- ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна

отвечать. Философия становится сводом установленных, опробованных научных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.