Рефераты. Ответы по философии






25. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.

Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-

политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями

утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах

произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.

Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная

ориентированность философское осмысления судеб русской истории,

противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки

зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -

миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -

братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и

атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-

нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и

рабством, Христом и Антихристом.

В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не

только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная

свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это

недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь

Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая

ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой,

страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и

мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,

пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского

трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к

удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он

отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным

путем, без коренных социально-политических потрясений.

Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти

человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно

разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей

эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не

«фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых

посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего

самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых

условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в

себя нравственное наказание.

26. Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев

(1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора

29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды

большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,

теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и

отчасти славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли

Общественно-историческая задача философии - спасение человека и

человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь,

следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь

поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит

понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие

нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.

Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -

Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого

сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и

красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает

признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а

реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического

прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность

раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

27. Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.

В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской

идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду

религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-

1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905)

Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен

Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).

Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия

«абсолютное знание». Если по Соловьеву абсолют – сущность всего в мире, то,

по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и

возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о

мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В

центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,

отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.

Пространство и время – формы чувственности некой мировой души, коренящейся

в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,

разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности –

объединения людей в «церковном богочеловеческом организме».

Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился

создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и

искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование

православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с

исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,

физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым

в 1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и

развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное

мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости

божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения

христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса

в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного

творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-

исторической обоснованности общественной и политической культуры». Всю

жизнь Франк утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве

восприятия и признания ценности всего конкретно-живого».

28. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и

творчество.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С

1922 года жил за границей.

Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового

христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем

религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.

Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема

человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет

даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом,

творчеством, духом, корнями уходит в небытие. Онтология строится на

противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.