Рефераты. Ответы по философии






рассудка. Категории априорны. По Канту ни ощущения ни понятия сами не дают

знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты.

Знание есть синтез ощущений с понятиями.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности

теоретического естествознания. В основе всех суждений естественных наук

лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предметом и явления наук

могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явления как

подчиненные трем законам: сохранения субстанции; причинности;

взаимодействия субстанций. Наше сознание само строит предмет не в том

смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает

познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться -

форму всеобщего и необходимого знания.

Вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории

рассудка, ни эти три закона не составляют определения самих вещей в себе.

Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим

сознанием. Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет

живое созерцание с рассудочной деятельностью. Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. Разум направлен на рассудок и с опытом

совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее

из высших этических законов. Под давлением этого человеческий рассудок

стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в

пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и

случайности, о существовании бога как необходимого существа. Предмет

метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание

сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. Выход в ограничении

знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе.

Антиномии 1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве;

(или бесконечен) 2) всякая структура составлена из простых элементов (в

мире вообще не существует ничего простого, все сложно); 3) причинность по

законам природы не есть единственная причинность, из которой выводятся все

явления мира. Необходимо добавить свободную причинность (все

детерминировано, свободы нет). 4) к миру принадлежит (или часть мира).

12. Этическая система Канта.

Иммануил Кант родился в 1724г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал

ректором университета, писал свои труды и умер в 1804.

Он был не только философом, но также крупным ученым в области

естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делят на два

периода.

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать

филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как

умозрительная наука (без обращения к опытным данным).

Во второй период (критический) пытается строго отделить явления от вещей

в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем

лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: человек

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так

как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении

подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект

нравственного сознания. Как нравственное существо чел принадлежит к миру

умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный

закон Кант понимает как безусловное предписание или «категорический

императив».

Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать правилом для всех. Поступок может быть моральным

только если он совершен из уважения к нравственному закону. Разделял

максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и законы

(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой

личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются при

определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых условиях.

Совокупность добродетелей:

1) забота о сохранении жизни и здоровья;

2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные

обязанности - любовь и уважение. Этическое учение - гуманистично, говорит о

ценности личности и нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества.

Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показывает, что между

моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует

необходимого соответствия. Противоречие между моральным поведением человека

и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим

нравственным сознанием, которое требует справедливого соответствия. Не

находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто

соответствие осуществляется в мире «умопостигаемом».

Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту

верой в «умопостигаемый» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая

теоретически, но есть необходимый постулат или требование «практического

разума». Практический разум - человек если не приучается быть морально

добрым, то становится, по крайней, мере хорошим гражданином. Рассмотрено

первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть аморальным

политиком. Средство борьбы против этого - гласность. Ход исторического

процесса - антагонизм.

13. Система и метод философии Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После

его окончания некоторое время работал домашним учителем.

В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета.

Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В

1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал

профессором, ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение

о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде

разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике

метафизический способ мышления, господствовавший в философии.

Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип:

сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории

суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой

разум, абсолютная идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс

к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в

мышлении. Цель - в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде

явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в

мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе

абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания.

Логика. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:

учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по

которым взбирается понятие, затем предстает во всеобщности и полноте. В

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера.

Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития,

прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к

глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о

взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе.

Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в

разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия:

соотношение основания и следствия, возможности и действительности,

случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия

есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и

существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает

представления о непознаваемости сущности. Та необходимость, с которой

происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии.

Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная

необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает

диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения

мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство

понятия и предмета.

Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития

природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.