Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем же( все вещи не

имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не

воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог

воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существует( первичные идеи

тоже существуют в духе.

Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть

обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от

человеческого сознания, оно не имеет существования вне духа( первичные

качества тоже могут существовать только в духе, они должны быть

восприняты.

Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще).

Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания

субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким

образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально.

Последнее он отвергает( эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего

не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим

сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта) Такой взгляд

приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо,

существующего вне сознания?

Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что

воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля

производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а

результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по

себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна,

она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с

мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём,… и которым всё существует».

Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и

существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его

мудрости и благости говорит уже сама гармония мира.

Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже

совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас

ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука

упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей,

порождённых Богом, выявляемый в процессе познания.

Давид Юм (1711 – 1776)

Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения:

«Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии».

Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию

человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук.

Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что

воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это,

то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших

впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по

отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными.

Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления

составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и

рефлексии, возникающие из идей.

Цепочка познания:

1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)

2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)

3. На основании этой копии возникает идея

4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий

5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.

Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи,

возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение в

состоянии комбинировать простые идеи и составлять более сложные. Юм

выделяет общие принципы такого соединения идей( принципы ассоциации идей:

1. Сходство

2. Смежность во времени и пространстве

3. Причина и действие

Эмпиризм в лице Юма доходит до мысли о невозможности подлинного познания.

Дело в том, что по мере создания новых копий, мы теряем связь с причиной

этих впечатлений. Поэтому особое внимание Юм уделяет анализу третьего типа

ассоциаций. Обращаясь к причине, мы выходим за пределы ума, в область

объективного знания. Заключение о связи между причиной и действием мы

делаем на основе опыта. Однако при этом мы можем выйти за пределы того, что

мы наблюдаем или можем вспомнить. Эта связь может быть установлена либо с

помощью собственного опыта, либо с помощью цепочки других причин, которые

нас приведут к объекту, доступному для нашего восприятия. «Последняя

причина наших чувств может быть совершенно необъяснима для человеческого

разума» ( Невозможно решить, происходят ли наши впечатления непосредственно

от объекта, порождаются ли они воображением или же обязаны своим

происхождением Творцу нашего бытия. Таким образом, Юм признаёт, что мы

ничего не можем знать о мире, кроме нашего опыта( это и есть эмпиризм,

который приводит к предельному скептицизму. Рассуждение о причинности

приводит теорию познания из сферы объективного в сферу субхективного:

«Человек не может знать никакой действительности кроме собственных

состояний».

Характеристика эпохи Просвещения

[pic] Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые,

а оригинальные люди.

[pic] В центре внимания – идеальное общественное устройство

[pic] Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью.

Популярность Философии Декарта.

[pic] Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития

общества.

[pic] В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара

Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.

Иоганн

Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии

истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения

языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же

обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с

развитием общества( мысль о закономерных изменениях, происходящих в

обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося

источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную

систему.

Иманнуил Кант (1726 – 1804)

Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно

разделит на два периода:

1. до 1770 г. – докритический период:

[pic] связан с материализмом

[pic] Интерес к механике, географии, антропологии

[pic] Влияние Ньютона и Юма( именно скептицизм Юма пробудил сознание

канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого

скептицизма

2. 1770 – 1804 – критический период

[pic] «Критика чистого разума» 1771

[pic] «Критика практического разума» 1778

[pic] «Критика способности суждения» 1779

Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:

1. способность познания

2. способность желания (этическая способность)

3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)

+ исследование взаимосвязи между этими способностями

Основные вопросы философии:

[pic] Что я могу знать?

[pic] Что я должен знать?

[pic] На что я смею надеяться?

Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек.

Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К.

ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять

свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически

ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с

познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а

сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему

и его отношение к самому себе.

Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его

направлять в поиске истины в науках.

Структура опыта в процессе познания:

1. Созерцание – объект нам даётся

2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте

созерцания

Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения

многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому

единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что

любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей.

Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий

являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути

познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности,

они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление:

через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она

становится объектом мысли.

Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности

суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность

рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к

изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены

в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то,

в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии

апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и

судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь

между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое

вместе с объектом.

Кант выдвигает два типа суждений:

|Аналитические |Синтетические |

|Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание |

|прибавляющие ничего нового к | |

|содержанию познания | |

Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.