Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная

сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так

как всегда стремится выйти за собственные границы.

Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным

рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной

путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а

из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами

опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она

опирается на положения, не зависящие от опыта.

Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать

априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно,

пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет

является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам

– в форме времени.

Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о

нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности

вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем

сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть

соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение(

мыслить - значит составлять суждения.

Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее.

Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные

явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт

также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его

возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта

суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и

умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем

рассудке.

Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и

всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а

содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность

зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных

законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их

ей».

Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном

проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только

частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность

чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего

возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного

опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).

Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я.

Разум всегда стремится к познанию бесконечного.

Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и

соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ

подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти

поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности,

в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам

разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности.

Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть

мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать

истину, движение разума – от явления к сущностям.

Шеллинг

Основные произведения:

[pic] «Система трансцендентального идеализма»

[pic] «Философия искусства»

На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о

развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической

природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна.

Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1)

физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества.

Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру

Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм

возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти

Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей

Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному,

непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе.

В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в

красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление

духовной жизни.

По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни

Европы:

|Античность |Христианство |

|В основе античной культуры – |Вводится представление об |

|пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное |

|Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в |

| |библейской легенде о грехопадении и |

| |понимании всей дальнейшей истории |

| |как искупления первородного греха( |

| |таким образом возникает линейная |

| |схема развития: от прошлого к |

| |будущему. |

|Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая |

|пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную |

|отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство |

|поэзия. |внутреннего человека. |

|Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ|

|(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в |

|мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. |

|живут рядом вместе с человеком. | |

Сравнение трагедии:

[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность,

конфликт в разрыве с родовым началом.

[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.

Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как

иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с

абсолютом.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между

ценностями христианства и античности. Противопоставление античной

раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому

сознанию.

Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что

мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше:

«Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения

на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной

мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек.

Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.

Главная работа – «Мир как воля и представление»

По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем

сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о

мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека

совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к

общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни,

бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего,

нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не

имеющее объекта (желание хотеть и всё).

Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм

этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения,

предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении

естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни

– путь к свободе, высшее благо.

Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX

века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.

Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность

сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь

временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не

существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас –

артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность,

которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее

Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры

людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их

достижения.

Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

1. Впасть в нирвану, превратившись в ничто (самоубийство)

2. Эгоизм и как высшая стадия эгоизма – злоба, то есть стремление

прекратить страдания путём причинения страдания другим.

3. Сострадание, противостоящее эгоизму и злобе, направленное на

уменьшение страданий других.

Сострадание бывает отрицательное (не вредить другим) и положительное

(помогать другим). Оно не может быть избирательным и не предполагает

взаимности. Сострадание – это единственная возможность прорваться сквозь

оковы собственного страдания навстречу миру, механизм соединения «Я» и

мира.

Способность к состраданию определяет отношение к собственной смерти. Для

эгоиста мысль о смерти болезненна, так как он считает, что вместе с ним

погибает весь мир. Сострадающий, включённый в жизненный процесс человек,

переживает свою смерть как закономерность в цепочке мироздания. Мысль об

упорядоченности, глубинном моральном основании мира.

Сострадание есть переворот воли, освобождение от страха за свою жизнь,

дверь в свободу.

Философия Шопенгауэра возникает в тот период, когда человек ощутил свою

выключенность из ранее существовавшей ценностной иерархии. С разрушением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.