Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






Курс лекций по философии (СПбГУ)

Предмет философии

Философия – потребность, связанная с познавательной целью человека; основа

всякого знания, методология любой науки, так как выявляет закономерности

бытия. Философия всегда связана с человеческой индивидуальностью, с я.

Изначально философия Зародилась на Востоке (Индия, Египет, Китай). Родина

европейской философии – Греция – VI в. до н. э.

I ступень философии - мифологическая: у мифологии и ф. общий исток –

космогонические вопросы (вопросы о начале вселенной), для мифологии, как и

для ф. характерно синкретичное мышление, но миф ближе к религиозной форме

сознания, основывается на вере в сверхъестественные силы, а философия

связана со свободным интеллектуальным поиском. Философия – любовь к

мудрости.

II ступень – этика: попытка человека осознать себя частью общества. (NB:

Сократ – поворот к этической проблеме, к человеку).

III ступень: появляется желание понять, что же есть философия.

Бертран Рассел: «

Кант: « Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»( З

типа отношения человека к миру: познавательные, практические, ценностные.

Таким образом, философия, это:

|Теоре|Онтология |Наука о бытии |

|тичес| | |

|кая | | |

| |Гносеология |Наука о познании |

|Практ|Антропология |Наука о человеке |

|ическ| | |

|ая | | |

| |Этика |Эстетика | |

Функции философии

1. Выявляет общие идеи и общие формы опыта

2. Систематизирует знание

3. Конструирует

Периодизация

1. VI в. до н. э. – натурфилософия – исследование природы

2. Платон и Аристотель – возникновение онтологии – теоретической науки о

бытии и основе человеческого знания – сознание человека выделяется из

природного мира

3. Эллинистическая (римская) эпоха – усиление этики

Гибель античного мира

4. Средние века – ф. тесно связана с религией, становиться служанкой

богословия. Бл. Августин, Фома Аквинский +возрождается интерес к

Аристотелю

5. Возрождение – XIV-XVI вв. – Николо Кузанский – возврат к свободному

философскому творчеству

В начале XVII в. возникает точное мат. естествознание - Галилей

6. Философия начинает носить характер методологии научного знания –

Декарт, Бэкон

7. Ф. превращается в теорию знания – гносеологию - Локк, Беркли, Юм

8. Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов,

ф. тесно связана с этикой и политикой – Руссо, Вольтер, Дидро

9. Конец XVIII в. – появление универсальной системы Канта, в которой

выразились все области философии

10. Середина XIX в.:

[pic] поворот в сторону религиозных этических вопросов – Шопенгауэр

[pic] интерес к экономическим и социальным вопросам – Фейербах

[pic] обращение к биологическому началу в человеке

11. XIX в. – возникновение позитивизма, единственно верный способ познания

мира - наука

12. конец XIX в. – Ницше – «философия жизни»

13. рубеж XIX и XX в. – интерес к религиозным вопросам – В. Соловьёв, к

иррациональному, к тёмным сторонам человеческой психики, изучение

структуры человеческой психики – психоанализ Фрейда, Юнг –

коллективное бессознательное, понятие архетипа

14. середина XX в. – ф. становится близка к филологии – философия текста,

философия языка

80-е гг. XX в. – структурализм, пост структурализм

Античная философия

|I период |до Сократа |

|II период |от Сократа до Аристотеля |

|III период |эллинистическая ф., |

| |неоплатонизм |

История Греции

1. Ахейский период – 2 тыс. до н. э. – Троянская война

2. Полисный период – XI-IV вв. до н. э. – Милетская школа, расцвет Афин и

Спарты, период греческой экспансии

3. Образование эллинистических обществ – IV-II вв. до н. э.

Источники знания о философии Др. Греции

[pic] сохранившиеся отрывки трудов Платона и Аристотеля

[pic] описание мнений античных философов в работах философов более

позднего периода (досографический материал)

[pic] биографический материал

Милетская школа

Вопрос, с которого началась философия – поиск единого первоначала

Фалес: «Всё полно водой»; зарождается вопрос о единстве материи. Началом

всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным и полным божественных

сил

Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога.

Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все.

Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех.

Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.

Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же, —

спросил кто-то, — ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”,

— ответил он.

Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду",

не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое

бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон должно

быть:

[pic] бесконечным, так как оно не исчерпывается в творении

[pic] материальным

[pic] наделённым вечным движением

Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется

своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное

выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих

из апейрона.

Большое значение имели космологические и космогонические представления

Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и

огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца:

солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку

колонны, она неподвижна.

Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму,

когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и

рационалистические воззрения.

Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух –

нечто среднее между водой и огнём; это духовная субстанция, как пар.

Природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, разрежаясь, она

становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом

камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение,

вследствие чего происходит изменение.

"Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество

больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются

с мифологическими представлениями о душе, как некотором начале, которое

пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи

воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". В этих

словах выражается идея пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е.

воздуху, выступающему началом всего сущего.

На этом периоде наблюдается влияние философских идей на религиозные

представления.

Ксенофан : критика многобожия, причина мира – высшее первоначало

Пифагор и пифагорийцы

П. – выходец из восточной Греции, основал свою школу на юге Италии. Жил в

Египте и Вавилоне, испытал влияние учений Востока.

Основные черты ф. Пифагора:

[pic] вера в переселение душ> П. Становиться учителем жизни дабы

совершенствовать молодые души

[pic] Школа – нравственное воспитание

[pic] стремление к социальным преобразованиям общества>

интеллектуальная аристократия, главные качества правителя – просвещение и

гуманность

[pic] мистическое учение о числах> попытка свести все явления к

числовым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей

(как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соединяют в

себе противоположности, из которых основные - "предел" и "беспредельное";

в то же время каждая вещь рассматривалась как примирение

противоположностей - "гармония").

[pic] три основных мира: естественный, человеческий и божественный

В Кротоне П. основал этико-религиозное пифагорийское товарищество,

получившее большое распространение, целью которого было нравственное

обновление и очищение религиозных воззрений. В неё входили как мужчины, так

и женщины, считавшие, что очищения можно достигнуть очищения уже при жизни.

Поступление начиналось с физических состязаний (борьба запрещалась); затем

надлежало провести ночь в пещере и 12 часов после провести в одиночестве и

только потом представиться аудитории. После выступления делался вывод о

претенденте.

Стадии посвящения:

|Послушничество|Молчать и постигать речи наставников + интуиция |

|Очищение |Посвящение в теорию о числах |

|Посвящение в космогонические законы мироздания |

Разум – это обладание своей волей. Истинное знание приходит через разум и

определяет все стороны жизни. Задача – осуществить истинность в разуме,

правильность в душе и чистоту в теле> идеал гармоничной личности.

Гераклит

Происходил из аристократической древнегреческой семьи.

Враждебно относился к демократии и полагал, что власть должна принадлежать

меньшинству "лучших", так как "наилучшие одно предпочитают всему: вечную

славу всему тленному. 'Толпа же набивает себе брюхо, подобно скоту". Однако

аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок.

Трактат «О природе»

Интуитивный характер познания. Истинную природу вещей нельзя познать

простым накоплением знаний. Познание осуществляется через чувства, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.