Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |

|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |

|науке, но имеют частное значение |природы. |

Принцип невмешательства религии и науки.

|Естественная философия |

|физика |метафизика |

|Две категории причин |

|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |

|ближайшие причины всего | |

|происходящего в природе | |

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется

как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (толпа),

2. пещеры (мнение человека),

3. театра (авторитеты учёных, философов),

4. рода (представления рода).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от

частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум(

наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом,

эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать

факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент –

активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению

конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и

рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

[pic] аналитическое исследование

[pic] опыт, подтверждённый экспериментом

[pic] чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.

Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:

«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».

Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его

основные труды:

[pic] «Рассуждение о методе»

[pic] «Правило о руководстве ума»

[pic] «Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм

познания

Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика,

математика и медицина.

Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом

и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет

умозрительную философию практической.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания:

от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой (

мир математически сконструирован.

В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса

познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий

интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и

отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный

пункт дедуктивной цепочки.

Принципы построения дедуктивной цепочки:

[pic] все истины вводятся опосредованно

[pic] непрерывность цепочки

[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт,

но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение –

форма мысли.

В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья

скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.

Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она

никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»

(«Метафизические размышления»)

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую

структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество

миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где

существуют истины математики, метафизики и физики.

Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам

метафизики, он выделяет две субстанции:

|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |

|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |

Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа

мыслит непрерывно.

Существуют два типа качеств:

[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)

[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать

объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).

Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты

мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса

идей:

1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с

миром.

2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы

примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для

астронома( влияние понятия идей у Платона!)

3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны,

независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.

Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано

понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными

понятиями в нашем мышлении.

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает

сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного

понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком

или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что

невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык –

разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г.

развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак,

закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.

Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует

общее значение.

Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость

Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ

движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время

существует только в мышлении.

Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь –

лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой

идеи «разумной души».

Пьер Гассенди (1592 – 1655)

Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет

ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»

Не признаёт врождённые идеи.

Джон Локк (1632 – 1704)

За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в

изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном

управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».

Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит

до истины:

Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность

ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум

исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).

Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример:

идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум

активен.

Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии –

тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний

опыт.

Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или

покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до

нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.

Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем

одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.

Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень –

демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.

Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует

божественное откровение, добрая воля и благость Творца».

Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

|Декарт |Локк |

|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |

|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |

Джордж Беркли (1685 – 1753)

Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах

человеческого знания».

Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б.

выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б.

отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.

Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от

какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы

представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма

Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего

и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности

пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в

позитивизме и физике Эйнштейна).

Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь,

не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.