|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |
|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |
|науке, но имеют частное значение |природы. |
Принцип невмешательства религии и науки.
|Естественная философия |
|физика |метафизика |
|Две категории причин |
|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |
|ближайшие причины всего | |
|происходящего в природе | |
Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется
как индивидуум и как член общества.
Познание начинается с освобождения от идолов:
1. Призраки рынка (толпа),
2. пещеры (мнение человека),
3. театра (авторитеты учёных, философов),
4. рода (представления рода).
Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от
частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум(
наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом,
эмпирический подход связан с аналитическим.
Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать
факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент –
активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению
конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и
рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:
[pic] аналитическое исследование
[pic] опыт, подтверждённый экспериментом
[pic] чувственный опыт
Рене Декарт(1596 – 1650)
Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.
Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:
«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».
Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его
основные труды:
[pic] «Рассуждение о методе»
[pic] «Правило о руководстве ума»
[pic] «Метафизические размышления»
Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.
«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».
«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм
познания
Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика,
математика и медицина.
Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом
и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет
умозрительную философию практической.
Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания:
от общего к частному.
Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой (
мир математически сконструирован.
В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса
познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий
интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и
отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный
пункт дедуктивной цепочки.
Принципы построения дедуктивной цепочки:
[pic] все истины вводятся опосредованно
[pic] непрерывность цепочки
[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт,
но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.
Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение –
форма мысли.
В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья
скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.
Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она
никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»
(«Метафизические размышления»)
Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую
структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество
миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где
существуют истины математики, метафизики и физики.
Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам
метафизики, он выделяет две субстанции:
|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |
|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |
Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа
мыслит непрерывно.
Существуют два типа качеств:
[pic] Первичные (для них характерна протяжённость)
[pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать
объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).
Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты
мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса
идей:
1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с
миром.
2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы
примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для
астронома( влияние понятия идей у Платона!)
3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны,
независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.
Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано
понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными
понятиями в нашем мышлении.
Томас Гоббс (1588 – 1679)
Предмет философии по Гоббсу:
Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает
сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного
понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком
или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что
невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.
Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.
Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык –
разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г.
развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак,
закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения.
Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует
общее значение.
Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость
Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ
движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время
существует только в мышлении.
Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь –
лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой
идеи «разумной души».
Пьер Гассенди (1592 – 1655)
Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет
ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта»
Не признаёт врождённые идеи.
Джон Локк (1632 – 1704)
За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в
изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном
управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».
Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит
до истины:
Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность
ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум
исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).
Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример:
идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум
активен.
Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии –
тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний
опыт.
Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или
покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до
нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных.
Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем
одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.
Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень –
демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство.
Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует
божественное откровение, добрая воля и благость Творца».
Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:
|Декарт |Локк |
|Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, |
|разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто |
Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах
человеческого знания».
Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б.
выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б.
отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.
Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от
какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы
представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма
Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего
и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности
пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в
позитивизме и физике Эйнштейна).
Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь,
не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14