Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи,

существует только после самой вещи.

Раскол церкви

Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда

Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило

политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились

мировоззренческие разногласия.

|Запад |Восток |

|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |

|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |

|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |

|Римской империей |[pic] Греческий язык |

|[pic] Этические проблемы | |

|[pic] Латинский язык | |

|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |

|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |

|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |

|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |

|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |

|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |

|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |

|которым связывается деятельность | |

|церкви. | |

|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |

|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |

|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |

|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |

|спасения. Складывается строгая | |

|система оценки заслуг и грехов | |

|человека. Возникают определённые | |

|функции церкви: она получает | |

|благодать и распределяет её между | |

|мирянами. В то же время личные | |

|устремления человека теряют | |

|значение. | |

|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|

|перед Богом (чем и занимается |с Богом |

|церковь) | |

Возрождение

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая

эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано

развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового

мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная

комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Характеристика исторического периода

1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых

печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к

культуре, языку

1453 – падение Константинополя

80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия

VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»

1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная

программа Ренессанса

1492 – открытие Америки

1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет

1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли(

начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:

Италия( Франция( Германия( Испания.

Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.

Петра в Риме.

1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против

католицизма Лютера

1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле

1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи

Ренессанса.

Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на

культуру из-за школ.

XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто

1572 – Варфоломеевская ночь

90-е гг. – начало творчества Шекспира

1600 – казнь Жордано Бруно в Риме

1601 – издание первой части «Дон Кихота»

1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое

время.

1633 - публичное покаяние Галилея.

Подход к человеку

|Средневековье |Возрождение |

|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |

|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|

|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |

|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |

|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |

| |цивилизации и культуры. |

| |[pic] Активный тип личности. |

| |Возрождается этика эпикурейства. |

Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит

окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.

Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В

этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.

Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к

религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –

следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился

охватить жизнь во всех её проявлениях.

Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в

философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.

(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.

Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в

мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим

чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.

Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к

античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам

и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но

у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие

преводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё

производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не

Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в

центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот

мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую

идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей

оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности

вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития

идей Нового времени.

Новое время

Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая

потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически

действенные истины.

[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм –

сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные

науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части

наделяют свойствами целого.

[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает

настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения

за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты

чтобы обосновать методы научного познания.

[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению:

разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни(

идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение

компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.

С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.

Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и

приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс

зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая

Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение

отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались

науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма

выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её

обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что

достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.

Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты.

|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.