[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи,
существует только после самой вещи.
Раскол церкви
Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда
Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило
политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились
мировоззренческие разногласия.
|Запад |Восток |
|[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию |
|стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) |
|на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы |
|Римской империей |[pic] Греческий язык |
|[pic] Этические проблемы | |
|[pic] Латинский язык | |
|В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения |
|дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. |
|исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник |
|от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой |
|Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения |
|становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению |
|становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. |
|которым связывается деятельность | |
|церкви. | |
|Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на |
|понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека |
|огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие |
|человек без церкви не может достичь |человека и благодати. |
|спасения. Складывается строгая | |
|система оценки заслуг и грехов | |
|человека. Возникают определённые | |
|функции церкви: она получает | |
|благодать и распределяет её между | |
|мирянами. В то же время личные | |
|устремления человека теряют | |
|значение. | |
|Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства|
|перед Богом (чем и занимается |с Богом |
|церковь) | |
Возрождение
Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая
эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано
развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового
мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная
комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.
Характеристика исторического периода
1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых
печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к
культуре, языку
1453 – падение Константинополя
80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия
VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»
1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная
программа Ренессанса
1492 – открытие Америки
1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет
1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли(
начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:
Италия( Франция( Германия( Испания.
Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.
Петра в Риме.
1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против
католицизма Лютера
1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле
1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи
Ренессанса.
Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на
культуру из-за школ.
XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто
1572 – Варфоломеевская ночь
90-е гг. – начало творчества Шекспира
1600 – казнь Жордано Бруно в Риме
1601 – издание первой части «Дон Кихота»
1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое
время.
1633 - публичное покаяние Галилея.
Подход к человеку
|Средневековье |Возрождение |
|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |
|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|
|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |
|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |
|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |
| |цивилизации и культуры. |
| |[pic] Активный тип личности. |
| |Возрождается этика эпикурейства. |
Николо Кузанский «Об учёном неведении»
[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории
[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен
[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания
[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит
окружающий мир природы
Франциск Ассизский
ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.
Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В
этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.
Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к
религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу –
следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился
охватить жизнь во всех её проявлениях.
Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в
философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.
(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).
В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.
Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в
мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим
чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.
Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к
античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам
и эпикурейцам).
Открытие Джордано Бруно
Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но
у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие
преводвигателя как источник активности и многообразия.
У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё
производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не
Бог (перводвигатель), а сама материя.
Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в
центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот
мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую
идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей
оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности
вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития
идей Нового времени.
Новое время
Характеристика времени
[pic] XVII век – эпоха революций.
[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая
потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически
действенные истины.
[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм –
сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные
науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части
наделяют свойствами целого.
[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает
настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения
за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты
чтобы обосновать методы научного познания.
[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению:
разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни(
идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.
[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение
компаса, пороха.
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.
С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.
Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и
приумножении наук».
Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс
зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая
Атлантида»).
В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение
отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались
науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма
выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её
обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что
достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.
Критерием оценки познания оказывается практический результат.
Начало познания – опыты.
|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14