Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






подчинение нравственным законам = осознанная добродетель

Б. Рассел: «Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться того,

чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Представляется

совершенно определенным, что Сократ был поглощен этическими вопросами, а не

научными. Как мы видели, он говорит в "Апологии", что подобного рода знание

"...вовсе меня не касается". Сократ последовательно утверждает, что он

ничего не знает, что он лишь мудрее других людей в том, что знает, что он

ничего не знает; но он не считает знание недостижимым. Наоборот, он

считает, что приобретение знания имеет самое важное значение. Он

утверждает, что ни один человек не грешит сознательно и поэтому необходимо

лишь знание, чтобы сделать всех людей совершенно добродетельными. Для

Сократа и Платона характерно утверждение тесной связи между добродетелью и

знанием. В некоторой степени это характерно для всей греческой философии в

противоположность философии христианства».

!!! Поворот к этическим проблемам !!!

Платон

Испытал влияние:

1. Сократа: этические вопросы; вопросы религии

2. Гераклит: идея вечного движения

3. Парменид: понятие о бытии

4. Пифагорийцы: стремление к построению социального идеала (Сиракузские

тираны); создание Академии

Творчество Платона

|I период – до смерти |«Апология» Сократа; |осваивает способ |

|Сократа |«Государство» 1 книга;|сократовского диалога |

| |«Тритон» | |

|II период |Диалоги «Дворий», |формируются идеи |

| |«Менон» | |

|III период |Диалоги «Пир», |складывается учение об|

| |«Федон»; «Государство»|идеях |

|IV период |Книга законов |Преобладание |

| | |социальной тематики, |

| | |время самокритики |

П. Перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное

делание блага.

Учение об общем понятии

Платон взял от Сократа определение этических категорий (мужество, добро,

красота) – это понятия, определения сущности предмета, которые схватывают

общее в ряде предметов, определяют родовое единство> сущность – единство в

многообразии, единство противоположностей внутри рода. Для П. Важен в

первую очередь род, а не родовые различия. Он обращается к единой и

неизменяемой сущности вещей. Учение об общем понятии вырастает в теорию

идей

Теория идей

Над миром чувственным существует мир сверхчувственного – мир идей, мир

вечных норм, мир идеала.

Идея обладает сверхчувственным бытием и поэтому постигается только разумом.

Идея не может быть выражена в чувственном опыте, она существует сама по

себе как общее для множественности чувственных предметов.

Например: идея прекрасного, идея блага. Идея блага связана с

телеологическим принципом, лежащим в основании мировоззрения П.

Телеологический принцип – это принцип целесообразности

Идея блага господствует во всём. Всё в мире целесообразно, всё стремится к

благу.

Душа стремится к обладанию благом, к знанию.

Телеологический принцип связан с теологическим, так как идея блага связана

с идеей о высшем существе, о Боге.

Теологический принцип

Бог – само благо, высший разум, ведающий целесообразностью. Человек,

желающий себе блага, всегда стремится к божеству по пути знания. Каждая

вещь в нашем мире стремится к абсолюту

Идеи соответствуют предметам вещественного мира> существуют разряды и

классы идей соответственно классам и разрядам вещей.

Познать идею – свести многообразие к целесообразному единству, постигая

таким образом некий закон

Задача объяснения мира – все частные законы свести к единому, общему

закону, общему для всех вещей и являющемуся для них благом.

Теория идей > понятие бытия у Парменида> идея - это нечто вечное,

целесообразное, неизменное. Тезис же Гераклита о текучести, изменяемости

мира Платон переносит на характеристику чувственного мира.

[pic]

Миру идей противостоит мир небытия, материи

Материя – это начало и условие пространственной разделённости,

множественности вещей чувственного мира.

Понятия бытия и понятие небытия (материи) противостоят друг другу, но они

неравноправны. Первоначален именно мир идей, мир бытия.

Чувственный мир есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение

этих двух миров. Мир бытия – мужское, действенное начало; мир небытия –

женское, пассивное начало; наш мир – их детище, соединяющее

противоположности этих двух миров> отсюда драматизм нашего существования.

Теория познания

Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание

возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды,

непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между

ними, для философа.

Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно

ограничено от чувственного опыта.

В людях есть бессмертная душа, которая до своего воплощения находилась в

мире идей> Истинное знание уже содержится в нас, так как всё знание едино.

«Истина всего сущего всегда находится у нас в душе» («Менон»). Истинное

знание – это припоминание. В «Пире» Платон сближает мир подлинного знания и

мир чувственный, они уже не разделены. В познании необходима интуиция

(например, интуиция прекрасного).

Воплощение души: её образовывает демиург, смешивает её с материальной

частью человека и из этой смеси творит души по количеству звёзд. В земной

жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается

в мир абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.

Таким образом, философия Платона также носит этический характер. Она

рассматривает природу высшего блага, а затем наблюдает осуществление этого

блага в жизни отдельного человека> учение о добродетели> рассмотрение

добродетели в жизни общества – политика.

В философии – возможность очищения, она способствует отвлечению души от

тела, ведёт к подлинной свободе духа. Задача философии – показать, что

такое благо, какая жизнь истинно благая.

Удовольствие, по Платону, связано с разумным началом человека, иное

удовольствие ведёт к падению. Однако одно лишь обладание знанием не есть

счастье. Благая жизнь – между удовольствием и разумностью. Высшее благо

есть мера.

«Государство» и «Законы» > идеальный социальный образец.

Этика одного человека слишком односторонняя, она должна быть восполнена в

жизни социальной, где тоже должно воплощаться благо. Целью государственного

устройства должны быть справедливость и господство истинного блага> идея о

взаимопомощи, взаимной защите. Степень процветания общества зависит от

возможности разделения труда. Платон чётко разделял общество на тех, кто

служит в государственной и военной сферах. У Платона особое понимание

правящего сословия: оно тоже стоит на служении общему благу (идея

коммунистического общества).

Таким образом идея целесообразности и идея блага пронизывают все построения

Платона.

Аристотель

Жизнь Аристотеля

Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным

медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей,

юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте

восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где

оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За

это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и

досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому,

Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы.

Преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди

них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом

Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников,

собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале

здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя

преподавательской и исследовательской деятельности. Со временем их

отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель,

следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою

философию с политикой.

Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так

что, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э.

получил приглашение занять должность наставника юного наследника престола,

которому было тогда 13 лет. Когда в 336 до н.э. Александр взошел на

престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся

в Афины.

Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и

идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со

взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения

самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге О философии, а

также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными

названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение

с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-

восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью

Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования.

Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.

Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель

и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые

оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для

дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в

дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание

фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.