Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






Интуиция – начало всего, источник познания. Сознание – поток феноменов (до

рефлексии), которые связаны с универсальными сущностями. Всё индивидуальное

связано с универсальным, приходит через универсальное. Эйдетическая

интуиция, отличная от эмпирической, связана с отдельными фактами.

Универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать, различать

всё единичное. Направл. на идеальный предмет внутри сознания, выхватить

феномены из сознания:

1. сознание

2. восприятие

3. ожидание

Главная характеристика сознания – восприятие.

ЧТО? (полагаем предмет) и КАК? (выстраиваем формы полагаемого предмета)

нашего сознания.

Сознание не подменяется причинными связями, а подчинено смысловым. Сознание

– единственная подлинная сфера свободы.

Сфера иначедействия. Сознание только описывается без понятийных форм, выбор

языка. Через описание передаются все оттенки живого сознания.

Отсюда две проблемы:

1. проблема понимания

2. философия языка

Как возможно существование объективного мира, где мы обнаруживаем

«другого»? «Другой» - самое чуждое, что может быть, носитель иных смыслов.

Обнаруж. «другого» в нашем сознании происходит след. образом:

1. тело другого воспринимается через аналогию себя

2. через психологию

3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого»

Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания.

Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и

нацизмом.

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.

Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В

частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы

складывается ассоциация психоаналитиков.

У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения –

всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате

психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном

опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча

человека с самим собой, со своими страхами.

Человек – это:

[pic] сознательное

[pic] подсознательное

[pic] бессознательное

По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно

определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом,

Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного

образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но

потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности,

оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра.

Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах,

это энергетическое начало в человеке.

Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача –

организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.

Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении

ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого

становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также

связано с восхищением, преклонением, соперничеством).

Человека в равной степени пронизывают два влечения:

[pic] Эрос – сексуальное влечение – конструктивно

[pic] Гонатос - влечение к смерти – разрушительно

Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное –

СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и

содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем

себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то

же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким

образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и

наковальней.

Функции культуры:

[pic] агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся

невротиками)

[pic] искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание

отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму,

например, религия.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

[pic] Психологические типы

[pic] Отношение между Я и бессознательным

[pic] Проблема души в нашем мире

[pic] Психология и алхимия

[pic] Символика духа

В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову

комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый

комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное

бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная

память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не

только в прошлое, она предвидит будущее.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема

инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов

психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт

архетип великого отца и великой матери.

Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для

успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или

экстраверты).

Различные архетипы:

[pic] Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает

анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт

мужиковатость.

[pic] Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей;

тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши

комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а

для этого необходимо с ней встречаться.

[pic] Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает

целостность человека как индивидуальности.

Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы

редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде

агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Э. Фромм (1900 – 1980)

Область социальной психологии: соотношение социального и биологического в

человеке.

«Человек для самого себя»

«Бегство от свободы»

«Здоровое общество»

«Иметь или быть»

«Дзен буддизм и психоанализ»

Философия в России

Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII

века. Основные черты:

[pic] ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью

[pic] оформилась в недрах литературы

[pic] историософичность, поиск исторической судьбы России

[pic] нелюбовь к рациональным схемам

Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее

России?

Сковорода Григорий Савельевич

Церковное начало, религиозно-мистическое мировоззрение. Философ-бродяга,

способ философствования – диалоги с миром. «Мир ловил меня, но не поймал».

Нет рационалистического отчуждения от мира. Философская мысль эмоциональна,

этически направлена.

«Истина там, где Бог»( сокровенную жизнь мира можно познать лишь

религиозно. От чувственного познания – к духовному, и в итоге –

самопознание.

Развитие светской мысли, начавшееся в XIX веке, связано с масонством.

Начало XIX века – влияние немецкой идеалистической философии (Фихте,

Шеллинг), связь с романтизмом.

Вольтерьянство

[pic] рациональное знание

[pic] атеизм

[pic] новейшая национальная идея: идеал великой России

Радищев

Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека

и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.

Масонство

Пётр I, Екатерина, Елагин.

При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский

Университет.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)

Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:

[pic] Западноевропейское Просвещение

[pic] Классическая немецкая философия (Шеллинг)

[pic] Масонская утопия

Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках».

«Апология сумасшедшего».

Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной

точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках

христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия

Божьего.

Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны –

природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии –

заниматься второй ипостасью человека.

Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный

разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через

себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об

автономии человеческого разума.

Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как

единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа

своё призвание, народы имеют нравственную личность.

Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу

Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель

животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную

цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения

развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и

следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой

исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и

болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на

Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:

[pic] нет преобразований общества

[pic] историческая пассивность

[pic] отсутствие цивилизационного влияния

«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения

христианских мотивов в социальной жизни»( скептическая оценка прошлого и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.