Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






современности, но надежда на будущее.

Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX

века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и

славянофилов.

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический

разрыв между этическим и эстетическим( вопрос об эстетическом аморализме

Маниловская способность всё топить в словах( разрыв между формой и

содержанием( демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный

элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность

искусства с точки зрения этической глубины.

Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой:

трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от

общества. Это определило одну из главных тем славянофильства: необходимость

нового построения( от церкви к культуре, для чего церковь должна изменить

свою позицию (Чаадаев).

С этим вопросом связана проблема гуманизма, проблема отношения к ближнему.

Душа хочет любить прекрасное, а ближний далеко не прекрасен. Следовательно,

моральный принцип бессилен, когда в силу вступает принцип эстетический.

Душе не способна к настоящей братской любви. Таким образом, проблему веры и

религии и социальные проблемы русской действительности гоголь связывает

воедино. Гоголь считал, что новая система должна быть создана церковью, а

сама культура должна быть перестроена в религиозном духе( в этом

мессианская задача России – встреча человечества с Христом( славянофилы.

Славянофильство

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного

дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны

патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез

народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной

культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и

Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу

подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную

тенденцию.

Хомяков (1804 – 1860)

Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.

Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений

Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову,

церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью,

а живёт благодатной божественной жизнью.

Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного)

акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимость( отсюда

трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна

подлинная свобода.

Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное

познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церкви(

коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён

любовью( понятие религиозного разума (противопоставляется западному

рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина

открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо

преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для

истинного познания необходимо соборование многих( идея ВСЕЕДИНСТВА (полн.

развитие в фил Соловьёва).

Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с

Чаадаевым) ( в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных

народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой

является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное

движение в глубинах народного духа.

Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.

Киреевский Иван Васильевич (1806 – 1856)

Отец – масон, поездки в Германию, увлечение романтизмом, интересовался

опытом старцев Оптиной пустыни.

Необходимо соединить церковное сознание с ценностями современного

Просвещения. Снимается проблема противопоставления веры и разума, и как

следствие, церкви и культуры. Поиск единства веры и разума. Задача в

подчинении разума вере, а в том, чтобы поднять рациональное мышление до

высшей формы.

Антропологический подход: «внутренний» и «внешний» человек. Подлинному

познанию мешает грех, для него необходимо «собирание сил души», подлинно

верующее мышление = вера + разум + чувства + совесть ( верующее сознание

воссоздаёт целостность человека.

Западная церковь подменяет внутренний авторитет истины внешним авторитетом

(Легенда о Великом Инквизиторе), в этом причина рационализма, который

скрывает первоначальную структуру бытия.

Историческая концепция: К. не отрицает причинности в истории, но

подчеркивает, насколько важна свободная воля человека. Каждому народу –

своё время( мысль об исчерпанности западной цивилизации, приходит время

православия.

Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891)

«Византизм и славянство» - обоснование консерватизма: помимо общности крови

славян существует общность форм социальных и религиозных организаций, исток

которой – в греческой церкви. Возникает понятие византизма, тесно связанное

с самодержавием. Царизм + православие = прочная основа для исторической

жизни.

Три главных начала:

1. Народность

2. Государство

3. Культура

Л. не оправдывает две губительных западных тенденции: демократию и

либерализм. Он отвергает любой призыв к равенству и космополитизму как

попытку разрушить национальные ценности культуры, а следовательно,

основания жизни.

Предвидя катаклизмы, связанные с рабочим вопросом в России, Л. считал, сто

власть и церковь должны перехватить у социалистов инициативу в примирении

труда и капитала.

Западничество

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле

истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники

не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне

церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к

общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Историософская концепция:

[pic] размышления касательно истории законов

[pic] роль личности в истории

[pic] радикальные политические взгляды: необходимо практическое

вмешательство в ход истории.

Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором

социально-политических идей.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1875)

Дружная семья, традиционное воспитание( попытка оторваться от этих корней.

Кружок Станкевича( знакомство с Герценом и Белинским. Герцен спонтирует

поездку Бакунина в Берлин, где тот сближается с левыми гегельянцами( таким

образом складываются взгляды Бакунина.

«Радость разрушения есть творческая радость». Тоска по героическому деянию.

Изначально романтизм Б. был окрашен религиозно, однако в его религиозности

не было церковного акцента, а позже он и вовсе перешёл в атеизм.

Устремлённость к практическим свершениям определила его понимание человека:

«Человечество есть Бог, вложенный в материю»; задача: «Понять землю до

неба» - попытка построить Царствие Божие на земле.

Переживание проблемы собственного Я( жизнь оценивается только в служении

абсолюту, который являет себя в истории. Что являет подлинного Бога? –

«Дело утверждения Бога». Человек – инструмент духа, дело – реализация

абсолюта в конкретной действительности. Необходима новая религия, связанная

с практикой жизни.

Однако постепенно в мировоззрении Бакунина нарастает отрицание, которое в

конечном итоге приводит к анархизму: «Я ищу Бога в людях, в их свободе в

революции», «Революция – откровение духа», «Долой все религиозные и

философские теории. Жизнь есть больше, чем мышление. Жизнь есть чудотворное

осуществление истины».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

Незаконнорожденный сын помещика Яковлева( чувство социальной ущербности.

Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой,

увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвым(

Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером

власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во

Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в

действительности. «Былое и думы»

При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство

торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний

класс. Таким образом, Г. жадно ищет опоры( особое внимание к проблеме

личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в

трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь

мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г.,

история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с

другой стороны движение истории определяют и деяния личности.

Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной

стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть.

Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. ( влияние

«Сущности христианства» Фейербаха.

Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре

случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно

противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим

добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с

экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через

выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует

расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и

ценностей( отсюда пессимизм.

Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но

этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.

Петрашевский

«Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир».

Разум может победить бессмыслицу жизни (в частности, царизм) ( усиливается

революционная пропаганда.

Новый центр политической мысли формируется вокруг Чернышевского и

Добролюбова.

Чернышевский Николай Гаврилович

Быстро пережевал и выплюнул Гегеля. «Гегель – раб настоящего положения

вещей». Это формирует всю жизненную позицию: главное – практика( постоянная

журнальная работа, диссертация. Влияние Фейербаха («О сущности

христианства») ( статья «Антропологический принцип философии».

Ч. борется с двойственным подходом к человеку, он против противопоставления

духа и природы. Человек един; его единство определяется его биологической

природой. Даже нравственная сфера определяется физико-химическими

процессами. Вся жизнь – многослойный химический процесс.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868)

Торжествует вера в науку и просвещение. Воинствующий демократ( выступает

против духовной аристократии.

Нигилизм – независимость личности от авторитетов. П. Близок к нигилизму

Ницше. Торжествует прагматизм, главный критерий – польза (статья

«Реалисты») П. Разрушает эстетику за ненадобностью( «Действительность

важнее искусства!» (Чернышевский).

Таким образом, радикализм торжествует в появлении нового типа личности.

Н. А. Бердяев ст. «Философская истина и интеллигентская правда» (сборник

«Вехи»)

Анализируя корни революции, Б. обращается к поколению Чернышевского,

Добролюбова и Писарева. Исток трагедии – в неправильном отношении к

философии; и виновата в этом «кружковская» интеллигенция 60-х гг. Она

отъединилась от общественной жизни и замкнулась в собственных

интеллектуальных темах. Она стала отрицать добывание абсолютной истины,

провозглашая главным дело, практику. Философия подчинилась утилитарным

общественным целям, всё было брошено на служение народу. Это превратилось в

народопоклонство( 70-е гг. – время народнического мракобесия, неуважения к

чистому философскому знанию. «Любовь к народному благу, к общественному

добру парализовала любовь к истине». Истина стала орудием в социально-

политической борьбе. Следствием этого оказалось ложное понятие

человеколюбия, не основанное на истинном уважении к народу.

Народопоклонство не давало относиться к народу как к равному, к родному.

«Подлинная любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, а в истине и

в Боге». Именно поколение шестидесятников заразилось грехом Великого

Инквизитора – облагодетельствовать человечество, превратив его в послушное

стадо.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853 – 1900)

Вл. Соловьёв создал целостную философскую систему, охватывающую онтологию,

гносеологию, этику, эстетику. Он выполнил задачу органического синтеза

философской мысли. Базисом его философии стала идея «положительного

всеединства» (связь со славянофилами) – идеал цельного знания и цельной

жизни.

Абсолютное первоначало мира синтетично по сути: оно не может открываться

только разуму, воле или чувствам. Оно открывается под тремя аспектами:

добро, истина и красота. Существование божественного начала может

познаваться только верой( отказ от рациональных доказательств бытия

Божьего. Откровение божественного начала заключено в сознании и является

постепенно. Как внешняя природа открывается в процессе развития, также и

божественное начало – происходит постепенное развитие религиозного

мышления, что постепенно приводит к воплощению идеи всеединства в

социальной и исторической жизни. Полнота бытия – любовь, в любви –

подлинное единство. «Неподвижное солнце любви» - центре философии С. Бог

есть любовь. Человек – посредник между земным и идеальным, он включает и

абсолютное, и приходящее.

Этическая проблема: возможно ли зло в мире, созданном Богом? Причина зла не

может быть в Боге, но зло не продукт человеческой деятельности.

Первоначальное происхождение зла может иметь место только в области вечного

доприродного мира. Есть космос и есть хаос – отпавший от божественного

единства мир. Но такой мир сохранил смутное влечение к изначальному

идеальному всеединству. Восстановление этой целостности, соединение всего

сущего с божеством – смысл и цель мирового процесса. Но это соединение есть

свободное единение, он не может быть дано. Добро должно быть свободно

выбрано. Таким образом, мировое зло – выкуп за нравственное достоинство

человека, за возможность свободы выбора. Соловьёв рассматривает проблему

зла в общем виде, но эта проблема не может быть индивидуализирована, так

как факт отдельного зла понять невозможно. Рассудок в этом помочь не может,

нужна окончательная вера в победу добра. Возможность восстановления

всеединства – только в вере. Именно поэтому в человечестве существует

постоянная потребность найти в мире справедливость.

В философии Соловьёва противопоставляются благой всемогущий Бог и

несовершенный мир. На выбор предоставляется: поверить В Бога или в силу

злого и немощного мира. В этом выборе – личная ответственность каждого. Он

либо приближает осуществление положительного всеединства, либо отдаляет

его. Человек – существо социальное, главное дело его жизни – в личной

сфере. Так человек участвует в осуществлении судеб всего человечества. Для

Соловьёва важен индивидуальный нравственный подвиг (для него самого таким

подвигом стала речь о «первомартовцах»).

Таким образом, Соловьёв говорит о преобразовании мира и о политике будущего

– «христианской политике». Христианская политика должна охватить все сферы(

формируется мысль о христианском государстве – теократическом государстве

будущего. Его основы: свобода совести и веротерпимость. Необходимо

устранить воинственность православия. Для Соловьёва в христианстве важна не

мысль о личном спасении, а общие обязательства человека. Нельзя спастись в

одиночку.

Проблема отношения России и Запада: Соловьёв дальше от славянофилов и ближе

к Чаадаеву. В представлении о России как хранительнице христианской истины

он видит опасность национального самоутверждения. Философ рассматривает

проблему объединения России и Запада как одной правды, взаимовосполнение.

Историческая миссия России – преодолеть грех многовековой распри между

христианским Западом и христианским Востоком.

Однако в последние годы жизни Соловьева акцент в отношении к этой проблеме

сместился: идея панманголизма – активизация монгольских сил востока –

предвестие апокалипсического конца. Способны ли в соединении Россия и Запад

отразить панмонголизм?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.