Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).

Эпикурейская школа

Основные положения:

[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает,

что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.

Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка

заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.

[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.

Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и

прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния

духа.

[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих

чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.

Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа

нужно жить тихо, скрываясь от других.

[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека,

оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней

отдавать, чем получать.

Скептицизм

Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель –

Пирон.

Основные положения:

[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше

знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё

относительно.

[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа,

атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть

равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо

жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.

Неоплатонизм

Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.

Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.

Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это

подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой

размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.

Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.

Основные положения:

[pic] Проповедь искупления греха.

[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –

Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает

его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как

человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной

интуиции, направленной на познание единого.

[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко

многому> проблема универсалий.

[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях

истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):

1. Единое в себе

2. Ум

3. Душа

Христианство

Переход от античности к средневековью

Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области

философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви

[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и

уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее

определяет Бог.

[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир

из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип

космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же

человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то

же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек

способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была

мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект

уподобляется высшему существу).

[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как

отталкивается от Библии

[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство

противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)

Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности,

характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства

и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего

и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен

в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде

Божьем»)

Характеристика исторического периода

[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов

[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов

Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои

(все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей

царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и

единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем.

Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в

Западной Европе.

I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения

императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан,

массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к

сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до

правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь

социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический

принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались

поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела

строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных

верующих.

II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно

возрастает, формируются основные догматы.

III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской

империи. При Константине столица переносится в Константинополь,

христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается

гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).

Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения

Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает

пять причин:

"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее

противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии,

но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того

чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.

2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными

соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.

3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.

4. Чистая и строгая мораль христиан.

5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей

самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре

Римской империи" (29).

Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.

Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма

города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает

новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на

армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а

изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к

чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой,

отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год),

является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один

за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе

Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор –

вырабатывается Символ веры.

IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится

обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская

империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её

двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410

года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из

Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали

первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то

время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в

VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет

отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под

натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в

Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого

(королевство Франков).

Основные этапы средневековой философии

|Период |Время |Характеристика |Представители |

|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |

| | |христианства. |Климент |

| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |

| | |Задача: показать | |

| | |нелепость | |

| | |языческих | |

| | |верований. | |

| | |Апологеты | |

| | |обращаются к | |

| | |античной философии| |

| | |с целью найти там | |

| | |противоречие. | |

| | |Возникает догмат о| |

| | |триединстве Бога. | |

| | |Основная проблема:| |

| | |отношение веры и | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.