этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).
Эпикурейская школа
Основные положения:
[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает,
что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.
Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка
заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.
[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.
Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и
прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния
духа.
[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих
чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.
Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа
нужно жить тихо, скрываясь от других.
[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека,
оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней
отдавать, чем получать.
Скептицизм
Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель –
Пирон.
[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше
знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё
относительно.
[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа,
атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть
равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо
жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.
Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.
Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.
Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это
подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой
размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.
Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.
[pic] Проповедь искупления греха.
[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –
Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает
его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как
человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной
интуиции, направленной на познание единого.
[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко
многому> проблема универсалий.
[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях
истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):
1. Единое в себе
2. Ум
3. Душа
Христианство
Переход от античности к средневековью
Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области
философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви
[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и
уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее
определяет Бог.
[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир
из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип
космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же
человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то
же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек
способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была
мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект
уподобляется высшему существу).
[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как
отталкивается от Библии
[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство
противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)
Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности,
характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства
и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего
и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен
в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде
Божьем»)
Характеристика исторического периода
[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов
[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов
Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои
(все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей
царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и
единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем.
Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в
Западной Европе.
I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения
императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан,
массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к
сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до
правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь
социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический
принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались
поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела
строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных
верующих.
II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно
возрастает, формируются основные догматы.
III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской
империи. При Константине столица переносится в Константинополь,
христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается
гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).
Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения
Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает
пять причин:
"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее
противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии,
но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того
чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.
2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными
соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.
3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.
4. Чистая и строгая мораль христиан.
5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей
самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре
Римской империи" (29).
Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.
Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма
города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает
новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на
армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а
изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к
чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой,
отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год),
является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один
за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе
Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор –
вырабатывается Символ веры.
IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится
обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская
империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её
двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410
года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из
Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали
первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то
время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в
VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет
отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под
натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в
Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого
(королевство Франков).
Основные этапы средневековой философии
|Период |Время |Характеристика |Представители |
|Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, |
| | |христианства. |Климент |
| | |Церковь ещё гоним.|Александрийский |
| | |Задача: показать | |
| | |нелепость | |
| | |языческих | |
| | |верований. | |
| | |Апологеты | |
| | |обращаются к | |
| | |античной философии| |
| | |с целью найти там | |
| | |противоречие. | |
| | |Возникает догмат о| |
| | |триединстве Бога. | |
| | |Основная проблема:| |
| | |отношение веры и | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14