Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ)






Диорский

Гаспаров

На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая

система.

Соссюр – лингвистическая школа структурализма

Структурная антропология – Леви-Стросс

Структура познания - М. Фуко

Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что

познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:

[pic] целостность (все элементы структуры подчинены целому)

[pic] трансформация (подвижность структур)

[pic] саморегуляция

Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в

механизме передачи его содержания, языка знаков.

На исходе структурализма наступает период постструктурализма.

Р. Барт

Делида

Ю. Кристева

[pic] проблема структурности

[pic] проблема коммуникативности (знаковый подход)

[pic] шизофренический дискурс (язык абсурда)

Людвиг Фейербах

[pic] «Основные положения философии будущего»

[pic] «Сущность христианства»

В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является

предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую

очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого

он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две

сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания

уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие

от Маркса).

«Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы

философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с

христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу

современности.

Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает

характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии

– разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место

молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С

развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник –

Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом

лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство

подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересы(

политика становится религией. Основой такого поворота становится

побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в

христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической

энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к

созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма.

Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно

лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость

на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни.

«Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он

противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и

не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что

наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно

первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того,

что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и

обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в

практической философии.

Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в

немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из

бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).

Карл Маркс

I период: 1841-1848 (до Французской революции):

[pic] «К критике Гегелевской философии права»

[pic] «Св. семейство»

[pic] «Немецкая идеология»

[pic] «Манифест коммунистической партии»

II период: 1848-1883:

[pic] «Капитал»

[pic] «К критике политической экономии»

Базисом для построения философии для М. Становится анализ

капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую

эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.

Основные положения теории Маркса:

[pic] антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический

прогресс

[pic] деление на пять формаций исходя из соотношения между

производительными силами и производственными отношениями

[pic] механизм перехода от одной формации к другой - противоречие

между производительными силами и производственными отношениями

[pic] Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для

производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А

есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким

образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль.

Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо

использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только

благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести

проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается

познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность.

Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту

связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко

(например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни

не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной

когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое

образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от

его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения;

необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория

Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Позитивизм

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Представители:

[pic] Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт

[pic] Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер

[pic] Германия – интерес к материализму

Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает

статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции

Дарвина.

Основные положения:

[pic] П. утверждает главенство науки.

[pic] Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.

[pic] Вера в принципиальную познаваемость мира.

[pic] Культура должна быть светской, свободной от теологии.

Отношение между точными науками и гуманитарным знанием( возникает

герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.

Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного

человека и для общества в целом:

1. Теологическая стадия

2. Метафизическая, абстрактная

3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь

рассуждением и размышлением

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

[pic] Меняется представление о материи, появляется идея об

исчезновении материи

[pic] Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории

причина и время – априорны.

[pic] Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер –

«Открытое общество и его враги».

Феноменология

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX –

начале XX века( критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился

европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой

объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное –

смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки

игнорируют качество вещей и их смыслы. ( потеря связи наука – человек,

разрыв с субъективностью.

Объективные принципы знания коренятся в сознании человека( кризис науки и

культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть

вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя

применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму

к самому себе, начинать с Я.

«Логические исследования» 1901 г. ( обоснование теоретического знания.

Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого

необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние

очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное

условие познания.

Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из

фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности,

в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и

отчётливо. ( Декарт.

Понятие интуиции

Последняя очевидность находится в сознании( отвергнув привычную установку

на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я»,

совершить феномен. редукцию.

Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании

окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меня( мир конструируется

сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая

осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо

сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность.

[pic] Сознание активно.

[pic] Суждения о чём–то(

Восприятие чего-то(

Сознание само находит свой предмет и определённым образом выстраивает

отношение к этому предмету( интенциональность. Сознание всегда отсылает нас

к другому, но при этом нет уверенности, что другое существует помимо меня.

Описать, что действительно является моему сознанию, каким для меня является

этот мир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.