Рефераты. Структура механизма современного российского государства






Про­куратура Российской Федерации не входит в судебную власть. Она составляет единую федеральную цен­трализованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъек­тов РФ, приравненные к ним военные и другие специали­зированные прокуратуры, научные и образовательные уч­реждения, являющиеся юридическими лицами, а также про­куратуры городов и районов, другие территориальные, во­енные и иные специализированные прокуратуры. Образо­вание, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осу­ществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и дея­тельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Организация и обеспе­чение деятельности органов военной прокуратуры имеют особенности. Струк­туру военной прокуратуры составляют Главная военная про­куратура, прокуратуры военных округов, групп войск, фло­тов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет замести­тель Генерального прокурора РФ — Главный военный про­курор.

На должности военных прокуроров и следователей на­значаются офицеры, проходящие военную службу по кон­тракту или призыву и отвечающие требованиям Федераль­ного закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следова­телей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный воен­ный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному проку­рору РФ.

В систему органов прокура­туры помимо органов Генеральной прокуратуры РФ входят:

прокуратуры республик, краев и областей, прокуратуры горо­дов, действующих на правах прокуратур областей к ним отно­сятся прокуратуры городов Москвы, Санкт-Петербурга), про­куратуры автономной области, автономных округов, районные, городские прокуратуры. В городах, где имеются районные про­куратуры, Генеральный прокурор может создавать городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур. В круп­ных городах в целях более оперативного руководства создают­ся прокуратуры городов, которые подчинены прокурору облас­ти, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные про­куратуры. Они осуществляют главным образом организацион­ные функции.

В систему органов прокуратуры входят также военные про­куратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовывать­ся Генеральным прокурором РФ и приравниваются к проку­ратурам областей или районов.

Военная прокуратура хотя и входит в единую систему орга­нов прокуратуры, но является автономной системой и только в своей верхней части входит в состав Генеральной прокурату­ры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура, надзирающая за исполнением законов в Вооруженных Силах. В остальной своей части построение органов военной прокура­туры соответствует построению военных судов. Нижним зве­ном системы являются прокуратуры гарнизонов, армий, фло­тилий и соединений, а средним звеном — прокуратуры видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов.

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему ор­ганов прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ имеются управления и от­делы, начальники и заместители начальников которых назна­чаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими по­мощниками. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах имеются стар­шие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назнача­ются на должность и освобождаются от нее Генеральным про­курором.

Прокуратуру республики в составе Российской Федерации, прокуратуру края, области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назна­чаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратуре республики в составе Российской Федера­ции, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, автономной области, автономного округа, приравнен­ных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглав­ляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их стар­шими помощниками и помощниками.

В названных прокурату­рах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следо­ватели, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуру города и района, приравненные к ним проку­ратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокура­туре имеются первый заместитель, заместители, старшие по­мощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города — следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответствующей республики в составе Рос­сийской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.


3. 2. 2. Основные направления прокурорского надзора

Статья о прокуратуре в Конституции РФ помещена в гл. 7, которая называется "Судебная власть". Прокуратура определена как единая центра­лизованная система органов. Централизация - это система управления, руководства [177]. Считаю, что даже такое формально-логически-лингвистическое толкование содержа­ния ст. 129 Конституции дает право на вывод, что прокуратуре свойственны надзор­ные функции, они сохраняются за ней. Таким образом, по своей государственно-пра­вовой и политической природе прокурорский надзор является основной формой выс­шего государственного надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ Костенко А. И., анализируя исторический опыт государственного управления в России, обратил внимание на одну из наиболее серьезных болезней аппарата государства - бюрократизм. Во все времена бюрократизм проявлял себя как сила самодовлеющая, стремящаяся обособиться от центральной власти и нужд общества. Одним из проявлений бюро­кратизма он назвал противоречия между государственной властью в центре и на мес­тах, а также внутри самой власти. Конкретно это выражается в неисполнительности чиновников, обмане, мздоимстве, казнокрадстве, а в целом в пренебрежении интере­сами государства и народа [178] .

Понимание этого явления и привело в свое время Петра I к необходимости учреждения проку­ратуры в России в ходе реформы системы государственного управления в первой чет­верти XVIII в. По его замыслу прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и, в первую очередь за Сенатом, ставшим по Указу "О должности Сената" от 27 апреля 1722 г. законосовещательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти. Впервые в исто­рии Российского государства учреждалась прокуратура - тремя петровскими указами:

-         "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, так же во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору от 12 января 1722 г;

-         "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах ком­петенции надворных судов в делах по доносам фискальских и прочих людей" от 18 января 1722 г;

-         "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г.

По свидетельству В.О. Ключевского, Петр I долго размышлял над утверждением прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно [179].  Устройство надзора за высшим учреждением, которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка, мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Состояние работы государственного аппарата той поры он оцени­вает так: "Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царс­ким указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходившей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременно пос­лать подьячего по делу стойко помечали: "И по тому его великаго государя указу подъячий не послан". Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и "весьма отставить", ни даже сослать на каторгу"42. Указ "О должности генерал-прокурора" поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору: "Генерал-про­курор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял", "также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал"[180].

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу[181].

В числе основных направлений прокурорского надзора можно назвать следующие:

1. Предметом надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также соответствие законам издаваемых им правовых актов. При осуществлении надзора органы про­куратуры не подменяют иные государственные органы. При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, проверяемых органов, требо­вать от руководителей и других должностных лиц предос­тавления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу на­рушений законов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.