Рефераты. Структура механизма современного российского государства






- осуществление мер по совершенствова­нию пенсионного обеспечения, социального страхования, обеспечение улучшения условий и охраны труда.

Приведенные данные позволяют составить только са­мые общие представления о задачах и функциях ведущих министерств и ведомств, которые своей деятельностью не­посредственно затрагивают конституционные права граж­дан. Более подробно этот вопрос изучается в курсе админи­стративного права.


2. 3. 6. Виды и компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ

Проблема компетенции исполнитель­ной власти в юридической и политологической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это, по-видимому, тем, что многие ученые-юристы, как, впрочем, и прак­тики-администраторы, упрощают проблему и по­лагают, что само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: данная власть ис­полняет законы. Стало общепринятым, что зако­нодательная ветвь государственной власти есть власть, направляющая и контролирующая, испол­нительная есть власть исполняющая и подзакон­ная. Однако еще во второй половине XVIII в. знаме­нитый швейцарский государствовед И.К. Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообра­зие ее деятельности, считал, что существо испол­нительной власти далеко не исчерпывается слиш­ком общим понятием "исполнение"[137].

Автор работы в связи с этим подчеркивает, без правильного теоретического решения вопроса о функциях исполнительной власти ее органам и должностным лицам трудно составлять четкие, продуманные и долговремен­ные программы, намечать приоритетные направ­ления своей деятельности.

Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества - уста­новлению общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности, руководству отраслями социальной действительности и защи­те прав и свобод граждан, - исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, кото­рые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирова­ние, правоприменительную и юрисдикционную деятельность, т.е. возможность издавать право­вые нормы, применять их, наказывать лиц, нару­шающих общественный порядок и дисциплину в аппарате государственного управления, посягаю­щих на права и свободы других граждан.

Государ­ство предоставляет органам исполнительной вла­сти полномочия на: издание нормативных актов по определенному кругу вопросов, индивидуаль­ных актов для разрешения конкретных дел, вы­несение юрисдикционных решений по админист­ративным и дисциплинарным делам. Поэтому го­сударство наделяет исполнительную власть полномочиями.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются ор­ганы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинен­ностью), можно различать федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти.

Среди федеральных есть органы общей (правительство) и спе­циальной компетенции. Последние делятся на две группы: цен­тральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы об­ладают полномочиями на всей территории РФ, а территориаль­ные федеральные органы — только на части ее территории (на­пример, облвоенкомат).

У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (глав­ные управления, управления, министерства и др.).

Органы специальной компетенции субъектов Федерации под­чиняются только правительству (губернатору, главе администра­ции) или находятся в двойном подчинении, т. е. подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Напри­мер, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федерально­му органу специальной компетенции — МВД РФ.

В двойном под­чинении находятся также министерства (управления, отделы) субъекта Федерации: финансов, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и др.

Субъекты Федерации вправе создавать местные (территори­альные) органы исполнительной власти. Так, в ст. 1 Закона Рес­публики Татарстан “О местных органах государственной власти и управления” установлено: “Исполнительно-распорядительны­ми органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц”. В ст. 57 Устава Свер­дловской области сказано: “Территориальные исполнительные органы государственной власти осуществляют функции государ­ственного управления в населенных пунктах и на территориях административно-территориальных единиц. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назна­чаемыми Губернатором области государственными служащими”.

Названными выше критериями не исчерпываются возможнос­ти классификации органов исполнительной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с граж­данами и другими невластными субъектами, и руководящие.

Ор­ганы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми, возглавляемыми специалистами (молодыми, женщи­нами, лицами коренной национальности) и возглавляемыми не специалистами (лицами солидного возраста, не коренной нацио­нальности, мужчинами) и т. д.

В систему органов исполнительной власти республик в соста­ве Российской Федерации входят их правительства, мини­стерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других — правитель­ство или его глава (например, в Карелии).

Наряду с единоличным главой государства в практике го­сударственного строительства республик в составе Россий­ской Федерации встречается и коллегиальный глава госу­дарства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Со­бранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распоряди­тельными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Феде­рации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конститу­цией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Пре­мьер-министр республики назначается Президентом респу­блики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, пред­седатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от долж­ности Президентом республики по представлению пре­мьер-министра республики. По представлению пре­мьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других орга­нов и организаций республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст.ст. 66, 68) Председатель "правительства республики избирается населе­нием республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления (министров, председа­телей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопас­ности, министра внутренних дел.

 Эти министры назначаются Председателем правительства с согласия большинства из­бранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, соз­дает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для фор­мирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кре­дитной системы, проведению единой политики цен, обеспече­нию гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение госу­дарственного бюджета республика, а также прогнозов эконо­мического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок по­ставок продукции (товаров) для государственных нужд; осу­ществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руково­дят порученными им отраслями управления или осуществля­ют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государ­ственные комитеты и другие органы государственного управ­ления республик несут ответственность за состояние и разви­тие порученных им сфер и отраслей управления.

Согласно Положению о главе администрации области, ав­тономного округа Российской Федерации, утвержденному Ука­зом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994г.[138], глава администрации является  высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполни­тельной власти края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые представительным (законодательным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа в Правительстве Российской Федерации, фе­деральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и долж­ностными лицами зарубежных государств и подписывать не­обходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоря­дительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными закона­ми, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами представительных (законодатель­ных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.