Рефераты. Структура механизма современного российского государства






          Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факты, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.

          Термины "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно признаются совпадающими по объему и содержанию[10]. Государственный механизм в таком случае именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми понятие механизма государства значительно шире понятия государственного аппарата.

          В этом случае государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов[11]. Вызывает интерес позиция В.В. Копейчикова по данному вопросу, который отмечает, что "органы государства в своей совокупности составляют государственный аппарат в собственном смысле слова… по своему объему понятие механизма государства значительно шире понятия государственный аппарат. Оно имеет свое особое содержание, суть которого составляют двусторонние связи между органами государства и подчиненными им предприятиями и учреждениями… Предприятия и учреждения, как разновидности государственных организаций, нельзя отождествлять с органами государства, но нельзя и противопоставлять последним. Подобное противопоставление было бы совершенно беспочвенно, ибо государственный аппарат, как совокупность государственных органов, в процессе осуществления государственного руководства обеспечивает практическое осуществление функций государства именно благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми он руководит".[12]

          Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание и формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата. Поскольку механизм (аппарат) государства состоит из государственных органов, необходимо рассмотреть понятие и характеристику последних.


Орган государства


            Вопрос о понятии государственного органа в юридической литературе полемичен. Сложилось два основных направления в понимании органа государства. Сторонники первого определяют государственный орган как часть государственного механизма (государственного аппарата), наделенного специфическими признаками, позволяющими осуществлять задачи и функции государства. Так, Ю.М. Козлов в своей работе "Органы государственного управления" отмечает, что "орган государства представляет собой основную часть механизма государства, непосредственно и от имени государства осуществляющую его задачи и функции посредством определенного конституционного вида государственной деятельности; в этих целях орган наделен государственно-властными полномочиями[13]". Поддерживая данную точку зрения Я.Н. Уманский пишет: "Орган государства составляет часть механизма, наделен властными полномочиями, компетенцией и обладает соответствующей организацией для осуществления функций государства[14]". Сообразно данному определению Ц.А. Ямпольская выделяет следующие признаки государственного органа[15]:

1.     Орган государства есть часть механизма государства, действующая на основе подлинно демократических принципов.

2.     Орган государства активно участвует в решении стоящих перед государством задач и выполнения его функций.

3.     Орган государства наделен властными полномочиями.

4.     Орган государства обладает соответствующей компетенцией.

5.     Орган государства имеет определенную структуру.

6.     Орган государства характеризуется правовым характером связей, соединяющих личный состав органа в единое целое.

Вышеизложенное понимание государственного орган представляется, по мнению автора настоящей работы, в целом обоснованным.

Однако, здесь просматривается и определенный пробел: не учитывается обязательный признак всякой организации (а значит, и органа государства) как коллектива людей. Нельзя отрывать представление о государственном органе от его физического воплощения.

          Второе направление в понимании органа государства представлено "теорией коллектива" как государственного органа, предложенной А.В. Венедиктовым. Он определял орган государства следующим образом: "… хозяйственный госорган может и должен быть определен как организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с соответствующим руководителем, на который государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности"[16]. Анализ предложенного А.В. Венедиктовым определения органа государства позволяет сделать вывод, что данное определение относится преимущественно к государственным оперативно-хозяйственным организациям и поэтому не охватывает полностью все органы государства. Иначе говоря, речь здесь идет о государственных предприятиях и таких организациях, которые, не занимаясь оперативно-хозяйственной работой, а выполняя например социально-культурную, административную и иного рода деятельность, имеют в своем непосредственном оперативном управлении какую-либо часть государственной собственности. Одним словом, А.В. Венедиктов делит государственные органы на административные, социально-культурные и хозяйственные[17].

По мнению автора данного исследования, разработанное А.В. Венедиктовым определение органа государства является не вполне правильным. Налицо - явное отождествление органа с коллективом рабочих и служащих, что не приемлемо.

Причины столь долгого существования двух различных точек зрения на понятие государственного органа кроются в том, что понятие государственного органа как части механизма государства, наделенной определенными специфическими признаками, разрабатывалось в основном представителями государственного и административного права, а также общей теории государства и права, тогда как “теория коллектива” была выдвинута и далее развивается в гражданско-правовых исследованиях, большая часть аргументов в которых отводится признанию или непризнанию предприятий и учреждений в качестве государственного органа.

          Правильное решение этого вопроса возможно лишь путем взаимного обогащения двух основных теорий понятия государственного органа, но именно взаимного обогащения, а не механического соединения позиций различных авторов. Такое определение должно содержать в себе синтез наиболее ценных и основных идей обеих теорий понятия государственного органа. С одной стороны, государственный орган должен быть определен как коллектив людей, имея в виду определенную группу государственных служащих – должностных лиц, осуществляющих совместную, целенаправленную деятельность. С другой – характеризоваться как часть механизма государства, обладающего определенными признаками, отличающими государственный орган от общественных организаций.

          По мнению автора настоящей работы, более правильным и содержащим в себе синтез обоих вышеизложенных определений является определение органа государства, высказанное М.И. Байтиным: "Орган государства - это юридически конституированная, организационно обоснованная часть государственного механизма, состоящая из группы должностных лиц и наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства"[18].

          Согласно данного определения М.И. Байтин выделяет следующие основные признаки органа государства[19]:

1.Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

 Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.