Рефераты. Структура механизма современного российского государства






Президент назначает с согласия парламента Председате­ля правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и дру­гих ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Вер­ховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назнача­ет и освобождает от должности председателей и судей рай­онных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной влас­ти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента [79].

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом “отлагатель­ного вето”.

Специфические функции и своеобразие смешан­ной формы правления можно рассмотреть на примере Конституции Армении, в которой данная проблема отражена в заострен­ной форме. Так, ст. 5 этой Конституции, закрепля­ющей принцип разделения властей как норматив­но-правовой фундамент для структурирования государственной власти и ее институтов, гласит: "Государственная власть осуществляется в соот­ветствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполни­тельной и судебной властей". Шмавонян Г. обращает внимание, что по смыслу некоторых положений Конституции РА институт президента не вписывается в названную выше триаду властей, выносится за рамки разделения властей и конструируется в виде отдельно стоя­щей власти, возвышающейся над ее основными ветвями. Претензию президентской власти на ме­сто вне системы разделения властей, по сути необоснованную с точки зрения современного конституционного правопонимания, порождает и поддерживает ряд положений, содержащихся в Конституции РА[80]. В частности, согласно Консти­туции РА, исполнительная власть закрепляется за Правительством (ч. 1 ст. 85), законодательная - за Национальным Собранием (армянским парла­ментом) (ч. 1 ст. 62), судебная - за системой судеб­ных органов (ч. 1 ст. 91), а Президент РА прямо не относится ни к одной из ветвей власти. Функцио­нально-ролевое предназначение института пре­зидента в общевластном механизме сформулиро­вано в Конституции (ст. 49) следующим образом:

"Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функцио­нирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики являет­ся гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики". Непре­ложную часть этих конституционных формули­ровок составляет еще одна, содержащаяся в ч. 1 ст. 94: "Гарантом независимости судебных орга­нов является Президент Республики". Как отмечает автор данной работы, цитиро­ванные формулировки в сочетании с невключе­нием института президента в конструкцию испол­нительной ветви создают юридический образ новой (президентской) ветви власти: согласно им президентская власть оказывается как бы выве­денной из системы разделения властей и обозна­ченной в качестве самостоятельного вида власти [81].

 Представление о четвертой (президентской), ветви власти, не вписывающейся в классические рамки разделения властей, подкрепляет и своеоб­разная структура конституционной регламента­ции механизма государственной власти: положе­ния, определяющие статус и полномочия Прези­дента РА, выделены в самостоятельную главу (гл. 3) Конституции, которая помещена перед главами, регулирующими законодательную, ­

исполнительную и судебную власти (гл. 4,5, 6 соот­ветственно)[82].

Между тем президентская власть (вся совокуп­ность конституционных полномочий Президен­та) в Армении чрезвычайно разнонаправленна и развертывается по существу на всех направлени­ях организации и осуществления государственной власти: в вопросах и сферах формирования, от­ставки, определения структуры и порядка деятель­ности Правительства; реализации собственно ис­полнительной власти (причем она включает в себя весь комплекс решающих правомочий исполни­тельной власти); нормотворческой деятельности и отношений с Национальным Собранием; форми­рования судебной системы; организации и фор­мирования государственного аппарата и т.д. [83].

В правовой литературе определенное призна­ние получило представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республи­ки как о четвертой ветви власти наряду с тради­ционной триадой. А.Ш. Арутюнян определяет эту мысль следующим образом: “...В странах, где президент не входит в систему исполнительной власти, следует различать и президентскую власть, или, как ее называет В.Е. Чиркин, - арби­тражную власть, которая обеспечивает, как это говорится, например, в конституционных текстах Франции, Румынии, Армении, нормальное функ­ционирование публичных властей [84] .

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей террито­рии республики. Акты Президента имеют подзаконный характер. Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в чис­ло исключительных полномочий Российской Федерации [85] .

Законодательство республики в составе Российской Феде­рации допускает досрочное прекращение полномочий Прези­дента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.







































2. 2. Органы представительной и законодательной власти Российской Федерации

2. 2. 1. Правовой статус и структура Федерального собрания


Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (см. Прилож. 6).

Согрин В. В. отмечает, что исторически двухпалатная структура парламента воз­никла в странах Запада как способ сдерживания одной пала­той (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). Это был типичный продукт буржуазно-демократических рево­люций, приведших к власти буржуазию, опасавшуюся раз­бушевавшегося народа. Верхние палаты обычно комплектовались откро­венно недемократическим или менее демократическим пу­тем, имели более длительный срок легислатуры, обладали правом вето на законопроекты, принятые нижней палатой, и другие привилегии. Таким путем, подчеркивает он, правящим кругам удава­лось достигать известного равновесия палат и стабилизирую­щего воздействия парламента на общественную жизнь [86].

В Российской Федерации двухпалатность парламента — относительно новое явление, возникшее только в 1990 году, когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформиро­ваны Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции 1917 года, высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был од­нопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным [87] .

 Основываясь на суждениях правоведов, автор данного исследования отмечает, что двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 гг. была не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум — руководящий орган всего парла­мента, подавлявший инициативу палат.

Российский федера­лизм, отмечает он, тогда еще не обрел достаточной конституционно-правовой базы, а субъекты федерации — реальной самостоятельности. Только Конституция 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устрой­ства, а как фундаментальная основа реального федерализ­ма, призванного расширить права и самодеятельность наро­да и обеспечить глубокие реформы в политическом и эконо­мическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда, как отмечает автор данной работы, - специ­альная неповторимая роль каждой палаты, которые в сово­купности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время — единство Российской Федерации.

Коваленко А. И. отмечает, что двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая — второй или одна — нижней, а другая — верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодатель­ном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматрива­ются как части единого парламента и в этом смысле они рав­ноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же вре­мя, говорит он, нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (имен­но с нее начинается законодательный процесс), которая по­этому (а еще вследствие того, что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни[88]. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что, как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом [89].

Конституция РФ делит меж­ду палатами функцию назначения ряда высших должност­ных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каж­дой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельности Федерального Собрания первого созыва (1994— 1995 гг.) механизм преодоления разногласий между палатами способствовал предотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций [90] .

 Двухпалатная структура Федерального Собрания эффек­тивно помогает разрешению разногласий между различны­ми социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к "ули­це", т. е. внепарламентской оппозиции. Палаты "снимают" остроту как политических, так и межрегиональных проти­воречий, содействуя устойчивости государственного кораб­ля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно урав­новешивающих друг друга и в своей совокупности уравнове­шивающих исполнительную и судебную власть[91] .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.