Рефераты. Структура механизма современного российского государства






Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соот­ветствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной ком­петенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо однов­ременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здра­воохранения и осуществляет межотраслевое управление меди­цинскими службами Министерства внутренних дел; Министер­ства обороны.

Таким образом, различаются органы общей и специальной (от­раслевой, функциональной, смешанной) компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает пер­вый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной рефор­мы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось.

В своей совокупности федеральные органы исполнитель­ной власти обеспечивают исполнение конституционной ком­петенции Правительства РФ. Но для этого каждый орган наделен конкретными полномочиями. Они закреплены в федеральных законах, а также указах Президента РФ и по­становлениях Правительства РФ, которыми обычно утвер­ждаются положения о том или ином министерстве, государ­ственном комитете, федеральной службе и федеральном надзоре. Рассмотрим правовое положение ведущих мини­стерств и комитетов.

 В области финансов, экономики и управления феде­ральной собственностью действуют несколь­ко министерств, государственных комитетов, федеральных служб и надзоров. Ведущую роль играют следующие.

- Министерство финансов РФ действует на основа­нии Положения о Министерстве финансов РФ, утвержден­ного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., которое закрепляет его статус как органа, обеспечивающе­го проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координирующего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы уп­равления финансами в краях, областях, городах федераль­ного значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систе­му органов государственного управления финансами в Рос­сийской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов РФ явля­ются совершенствование бюджетной системы, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разработка проекта федерального бюд­жета, разработка программ государственных заимствований, участие в формировании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней и др.

В соответствии со своими задачами Министерство осу­ществляет широкую деятельность как в сфере финансов, так и экономики.

Своей многогранной деятельностью Министерство фи­нансов оказывает сильнейшее регулирующее воздействие на весь ход экономической жизни страны, часто попадая в центр политических событий.

- Министерство экономики РФ действует на основании Положения о Министерстве экономики РФ, утвержденно­го постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. (с дополнениями от 27 марта 1997 г.), которое закрепляет его статус как органа, осуществляющего проведение единой го­сударственной социально-экономической политики.

Главной задачей этого Министерства является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обес­печивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

В числе функций Министерства разработка сводного финансового баланса государства, подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, выявление дис­пропорций в ее развитии и определение пути их устранения, а также контроль за выполнением принимаемых Президен­том и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы.

- Министерство транспорта РФ. В соответствии с Поло­жением, утвержденным Правительством РФ от 26 апреля 1997 г., это Министерство обеспечивает проведение госу­дарственной политики и управление в транспортном комп­лексе, а именно воздушным, морским, речным, автомобиль­ным, городским электрическим транспортом и дорожным хозяйством (железнодорожный транспорт управляется Ми­нистерством путей сообщения РФ).

Основные задачи Ми­нистерство транспорта:

- разрабатывает проекты законодатель­ных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;

- осу­ществляет организационно-методическое руководство законо-проектной деятельностью в транспортном комплексе;

-         кон­тролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анали­зирует практику их применения в транспортном комплексе;

-         выполняет другие функции.

- Министерство государственного имущества обеспечи­вает проведение государственной политики в области прива­тизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности и межотраслевую ко­ординацию в процессе приватизации и управления федераль­ной собственностью.

Министерство разрабатыва­ет государственную программу приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий в Российской Федера­ции, организует и контролирует ее реализацию, обеспечива­ет защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом; организует и принимает в пределах свой компетенции решения о прива­тизации находящихся в федеральной собственности государ­ственных предприятий; выполняет дргие функции.

Помимо указанных федеральных органов исполнитель­ной власти, в сфере финансов и экономики, а также строи­тельства, транспорта и связи действуют и другие органы федеральной исполнительной власти (это самая большая груп­па министерств и ведомств).

Среди них - Министерства РФ:

- по атомной энергии, торговли, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, науки и технологий, по налогам и сборам, региональной политики, природных ре­сурсов, путей сообщения, сельского хозяйства и продоволь­ствия, топлива и энергетики.

 Государственные комитеты РФ: земельный, по рыболовству, стандартизации и метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по госу­дарственным резервам, по связи и информатизации, по ста­тистике, таможенный.

Федеральные комиссии: по рынку цен­ных бумаг, энергетическая.

Федеральные службы: авиаци­онная, лесного хозяйства, налоговой полиции, дорожная, по валютному и экспортному контролю, по геодезии и картог­рафии, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по делам о несостоятельности и финансовому оздо­ровлению.

Российские агентства: по патентам и товарным знакам, космическое, правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Федеральные надзоры России: горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности.

В области обороны, безопасности и правоохранитель­ной деятельности. Исключительная важность государствен­ного управления в этих областях диктует необходимость со­здания прочной законодательной базы для деятельности соот­ветствующих федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны РФ. Федеральный закон "Об обо­роне" от 31 мая 1996 г. распределяет обязанности в этой об­ласти между всеми органами государственной власти (Пре­зидентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления). Даже в военное время руководство и уп­равление Вооруженными Силами должно осуществляться в соответствии с этим законом.

Наряду с Вооруженными Силами в стране существуют внутренние войска МВД, пограничные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, желез­нодорожные войска, войска гражданской обороны.

В системе МИД важную роль занимают консульские учреждения, Положе­ние о которых утверждено Указом Президента РФ от 5 но­ября 1998 г.

В области внешних сношений наряду с Министерством иностранных дел действует также Министерство по делам Содружества Независимых Государств (воссоздано после краткого перерыва в сентябре 1998 г.).

Государственным органом внешних сношений Российс­кой Федерации, осуществляющим представительство Рос­сийской Федерации в государстве пребывания, является Посольство Российской Федерации. Посольство учреждает­ся по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отно­шений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство входит в систему Министер­ства иностранных дел РФ.

Посольства РФ выполняют широкий круг задач, закреп­ленных в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.

В социально-политической и социально-культурной областях. В этих областях действует несколько федераль­ных органов исполнительной власти. Среди них:

 Министер­ства РФ: науки и технологий, региональной политики, на­циональной политики, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и социального раз­вития.

Государственные комитеты РФ: по кинематографии, по охране окружающей среды, по печати, по физической культуре и туризму, по делам молодежи.

Федеральные службы России: архивная, миграционная, по телевидению и радиовещанию.

Министерство труда и социального развития РФ обра­зовано в августе 1996 г. на базе бывших министерств труда и социальной защиты населения, а также — Федеральной службы занятости. Оно действует на основе Положения, ут­вержденного Постановлениями Правительства РФ от 23 ап­реля 1997 г. и от 24 марта 1998 г. Это Министерство осуще­ствляет руководство работой по обеспечению единой госу­дарственной политики в области труда и социального разви­тия и координирует соответствующую деятельность в Рос­сийской Федерации.

 В задачи этого Министерства, в част­ности, входит:

- разработка и осуществление мер по совер­шенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непро­изводственной сферы и категориям работников, осуществ­ление тарификации и обеспечение единой методологии нор­мирования труда;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.