Рефераты. Социальная работа как знание, деятельность и специальность






М/у ними - коэволюционизм, кот. делает акцент и на общ-ве и на природе, пытаясь снять крайности первых 2-х подходов, коэволюция, согласованность общ-ва и природы.

Соц.экология - комплексная наука, изуч-я систему взаимод-я общ-ва и природы, с целью нахожд-я оптимальных путей их коэволюции на основе выявления объект-х закономерностей в природе и общ-ве. Соц-я эк-я - наука о выживании ч-ка и чел-ства.

Эк-е проблемы - противоречия, кот. возникают м/у чел. и окр. средой. Обострение этих противоречий приводит к кризисным ситуациям. Эк-е кризисы и катастрофы: природные и антропогенные. Природные (стихийные) - не зависящие от чел. природная сила. Антропог-е кризисы - сопровождаются развитием ч-ой цивилизации, вызываются во многом действиями людей (эрозии почвы, опустынивание территорий и т.д.).

22. Психология и социальная работа: основные понятия, взаимосвязь.

Развитие психологической теории, а также теории с.р. сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли с.р. Психология - наука о психич-ом отраж-и действит-ти в процессе деят-ти и поведения чел.

В П. сущ-ет подход к р-те с людьми, получившего название недирективного, т.е. внутр-го проникновения в псих-ий мир чел., создания усл-й для его самосовершенств-ия. Соответствующая тенденция намечена и в теории СР.

С. р-ки, основывающие св. проф-ую деят-ть на методах недирективной психологии, помогают св. клиентам в позит-х изменениях личности. При этом большой акцент придается соц-ым, к-ым, регион-ым ф-рам. Т.о., СР в совр. психол-ом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией и широкое использование психол-их процедур.

В СР, в формир-ии теоретических основ последней I место занимают теории, основанные на психоаналит-ом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое напр-ие явл. "3-ей силой" среди множества разнообразных подходов "психолог-го происхождения".

Психодинамические теории в с.р.

Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот., как правило, не осознается субъектом. Центральным понятием явл. "конфл-т" - непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конф-ты - манеры поведения - были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в рез-те взаимодействия различных событий в индивид-ой истории развития чел..

Психологические идеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей с.р.. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоц-ая р-та предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в с.р. нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения.

Бихевиористская и когнитивная псих-ия в контексте проблем с.р.

Бихевиористское напр-ие в псих-ии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы явл. возможность показать влияние окр-я на поведение чел.. Основная идея - поведение человека - опр-ся воздействиями окр. среды, кот. контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике с.р. основополагающими явл. положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индив-ов и соц-го обучения как одного из способов формир-ия и реализации повед-х реакций,

СР, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффект-ой в силу св. четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в СР при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с гр-ами.

Гуманистическое напр-ие в псих-гии и возможности его использования в с.р.

Осн. сущ-ть гумм-ой психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в кот. личность явл. контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - чел., его предназначение жить и действовать. Решающую роль в жизни и развитии чел. с т. зр. такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном кот. явл. понятие "самоценности".

Осн. идея - каждый чел. обладает внутр-ей собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией св. внутр-х потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении чел. к повышению самоценности, что может эффект-но использоваться в СР.

Экзистенциональная псих-я дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отн-ия с др. людьми, кот. бы обеспечивали ему определенное сущ-ие.

Все изложенные подходы дают много ценного для СР. Осн. задача псих-го-ориентированной СР - войти во внутр-й мир личности и помочь ей избрать оптимальное напр-ие развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окр. мира.

Индивид с позиций соционического подхода к личности, группе и с.р.

В основе лежит убеждение, что различные отношения м/у людьми, находящимися в одних и тех же соц-х усл-х, могут объясняться лишь своеобразием психол-х структур индивидов. Соционика описывает 16 типов личностей, кот. отличаются др. от др. следующими параметрами: особ-ми восприятия и переработки инф-ции, ее обмена, структурирования.

Психосинтез

Совр. психосинтез требует сочетания различных метод-их, теорет-х и технолог-х воззрений в целом и нов. метода для каждого клиента в отдельности. Это особ-но важно для СР. 1 из вариантов психосинтеза описан Р. Асаджиоли. В центре этого подхода - построение нов. концепции чел., его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную псих-ию), так и хорошо изученные факты из др. обл-ей (психосоматической мед-ны, психологии религии, исслед-ий сверхсознательного, парапсихолог-ого, восточной псих-ии, холодинамики, соц-ой псих-ии, психиатрии, антропол-ой псих-ии, активных методов воздействия на личность и др.). Он используется в различных сферах деят-ти: психол.: консульт-ии, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в СР явл. перспективным при оказании личности помощи и поддержке в решении внутрил-х, межл-х и межгр-х к-ов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профил-ке нац-х, соц-х, эк-х, науч-х и религ-х противоречий. И в этом смысле психосинтез примыкает к комплексно-ориентир-ым концепциям СР.

23. Место и роль педагогики в с.р.

С.р. - это …. С.педагогика появилась в середине 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц.воспитания подрастающего поколения.

П. с.п. - воспитание чел. в социуме ( воспит-но-образ-ая помощь соц.становлению чел., поддержка соц. незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему.

О. с.п. - соц. системы гос., мун., общ. и частной деят-ти и воспит-но-образ-го воздействия на чел., помогающие его дух., физ., псих., соц.становлению как личности. Общее в с.р. и с.п. - помощь, ф-и ( образ-но-воспит-ая, консультативная, организац-ная, профил-ая, реаби-ная). Различия - объектом в.п.явл. дети, мол-жь, а в с.р. - категории населения. Соц.р-ик имеет дело с клиентами попавшими в затруднение и нуждающимися в помощи.

24.Деонтологич.аспекты соц.работы

Медведева “Этика с.р.”. Деонтология с.р. (от греч. - должный)- комплекс пофес-ных, правовых и морольно-этичес-х правил составляющих понятия проф-го долга спец-та.

Деонтология (деонтос - должный) - учение о должном поведении, поступков, образе действий. Введен Вентамом в XIX.

Высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения св. воли, задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей.

Профессиональный долг спец-та - требования, кот общ-во, проф-я, кол-в, клиенты и он сам предъявл-т к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что он сам испытывает потребность и за что несет ответ-ть. Долг выступает перед спец-ом в виде обяз-й, соблюд-е кот. становится его внутр-ей, нравственной потребностью. Долг соц. р-а - совокупность правовых, моральных требований…

Моральный долг - осознанная необходимость опр. линии поведения.

Деонтология в с. р-те - комплекс норм и предписаний о долге и проф-х обяз-ей, ответственности соц. р-ка перед общ-ом и гос-ом, перед соц. р-ой как проф-й и соц. институтом, перед коллегами и клиентом соц. службы.

Осознание соц-ым р-ом св. проф-го долга влечет за собой: высокий проф-лизм; четкое знание св. проф-х обяз-ей; четкое соблюдение нормативно правовой базы; глубокая убежденность в необходимости св. действий (нужность); активное участие св. проф-й деят-ти (стремление постоянно добиваться больше рез-ов); заинтересованность в повышении эффект-ти р-ты св. и св. кол-ва; высокая организованность и дисциплина (привычка к должному поведению); наличие воли; стремление к самосовершенствованию.

Принципы деонтологии:

1)личная ответственность в правовом и моральном отношении

2)клмпетентность спец-та

3)рацион-го подхода к решению задач

4)соответствие полномочий и ответственности

5)правовой регламентации деят-ти

6)подотчетность

7)инициатива творческого подхода

8)организованность и дисциплина

9)контроль и проверка исполнения

10)критического подхода к оценке деят-ти

11)доверие и свобода действий

12)поощрение и наказание

С. р-к - спец-т особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник - связующее звено (лицо) во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван раб-ть в системе служб соц. пом-и населению, обеспечмвая мед-ко-психолого-пед-ую и правовую целесообразность этой системы, решая в ограническом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физ-го и психич-го Здор-я, правовой и эк-й защиты, орг-ции труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. Семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.