Рефераты. Социальная работа как знание, деятельность и специальность






Причины алкоголизма Социальный фактор Политика государства Психологический, биологический фактор Роль наследственности Реабилитация: состоит из психотерапии и социотерапии, семейной адаптации, движения анонимных алкоголиков Профилактика: государственно-общественные (запретительные), выявления алкоголиков (все группы риска)

32. Сущность, принципы и осн. понятия технологии с. р.

Технологии социальной работы - традиционных и инновационных методов, форм, средств, применяемых социальным работником и службами в определенной последовательности, с целью эффективного решения той или иной социальной проблемы. Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные соц.категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц-х проблем. 2 вида знания: 1. фундаментальное (научное знание, отвечает на вопрос “почему?”, выявляет причинно-следственные механизмы), 2. технологическое научное знание (ведет поиск ответа на вопрос “как, каким образом?”)

Принципы ТСР - основные требования, предъявляемые к спец-там с.р.занимающимся разработкой ТСР. Принципы: 1.гуманность ТСР, 2.объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы, 3. системность, предполаг.учет соц-х последствий от применения данных технологий. 4. опора на опыт решения данной соц.проблемы.

Социальная проблема - осознанная социальным работником, социальным учреждением в целом невозможность разрешить то Процедурыили иное жизненное затруднение, с помощью знаний и имеющегося опыта. Разрешить соц.проблему означает - выработать новое знание (технологич-ое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к данным условиям.

Технологический процесс в с.р. - процесс перевода возникшей соц.проблемы в состояние ее разрешенности, к-ая предполагает выход ч-ка из ТЖС.

Технологизация в с.р. - разделение процесса решения соц.проблемы на этапы, процедуры, операции. Этапы: теоретич-ий, методич-ий, процедурный. Операции: ряд действий осуществляемый спец-тами с.р. в процессе решения соц.проблемы. Процедуры: ряд операций осущ-мые в опред-ой послед-ти при резреш.соц.проблемы.

Основаниями для выденления типов явл.: 1.объекты с.р. (с инвалидами, многодетными семьями), 2. сферы общ-ной жизни (политич., экономич.,), 3.степень новизны (модифиц., ретроинновации, радикальные, псевдоинновации), 4. по масштабу применения (глобальные, локальные).

Субъектами выступают: соц. службы различных уровней (областные, городские, муниципальные и соц. работники).

Социальный эффект может быть представлен в виде снятия остроты соц. проблем, ее ослабление или удовлетворение тех или иных потребностей различных соц. групп населения.

Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц.

проблем.

Фундаментальное научное знание отвечает на вопр. Почему? Выявляет причинно-следственные механизмы.

Технологичное научное знание ведет поиск ответа на вопр. Как, каким образом?

Как решить проблему:

1) четко сформулировать цель

2) четко сформулировать проблему, вызвавшую такую цель.

I категория. ТСР - это система традиционных и инновационных форм, методов и средств, используемых специалистами с.р. в определенной последовательности, для эффективного решения той или иной соц. проблемы.

Принципы ТСР - это осн. требования предъявляемые к специалистам с.р., занимающимся разработкой ТСР: 1) гуманность технологии с. р-ты; 2) объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы; 3) системность, предполагающий учет соц. последствий от применения данных технологий; 4) опора на опыт решения данной соц. проблемы

II категория. Социальная проблема - осознанная спец--ми с.р. невозможность выйти из ситуации жизненного затруднения на основе имеющихся знаний и опыта. Разрешить соц. проблему означает - выражать новое знание (технологическое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к реальным условиям.

III категория. Технологический процесс в с.р. - это процесс перевода возникшей соц. проблемы в состояние ее разрешенности, кот. предполагает выход чел., семьи … из трудной жизненной ситуации.

33. Виды и типы технологий с.р. Проблемы новаторства в с. р.

Типология технологий социальной работы:

1. Сферы общественной жизни

-политические, экономические, технологии в соц. сфере, социально-экономические, социально-политические технологии, технологии в культурно духовной сфере.

2.По объектам соц. р-ы (с инв-ми, многодетными семьями): технологии работы с инв-ми, многодетными семьями, заключенными и т. д.

З. По видам деятельности

-педагогические, управленческие, образовательные, психологические технологии.

4.По масштабам соц. Работы

-глобальные и локальные технологии.

5.По степени новизны: радикальные, модифицированные, ретро и псевдо инновации.

Новаторство(синоним творчества) - деятельность с.р. и спец-ов с.р. по формированию и созданию новых знаний (идей) и технологий по решению соц. проблем.

Новация - результат интеллектуальной творческой деятельности соц. спец-ов, направленных на решение соц. проблем. Результат интеллектуальной деят-ти выступает в виде новых идей и предложений.

Инновация - осуществленная на практике новация, благодаря кот. разрешается соц. проблема.

Нововведение - целенаправленный процесс эффект-ти реализации прогрессивного новшества, ориентир-го на интенсификацию ф-ния той сферы чел-ой деяи-ти, в кот. это новшество используется

Проблема новаторства в с.р.:

1) преобладание среди соц. спец-ов, людей с консервативным мышлением;

2) психол-я боязнь , страх перед инновацией, кот. наблюдается среди с. р-ов;

3) на сегодня в Р. не сложился механизм стимулирования иннов-ой деят-ти;

4) рост патент РФ не регистрирует соц. изобретения;

5) отсутствует система опыта соц. инноваций в масштабах страны,

6) в соц.части бюджета нет ассигнований на такую эксперементальную работу.

.

34. Виды и типы психол-х технологий в с.р.

С.р. напр-на на оказание пом. чел. в его семье, соц-ой среде, в коррекции его межличностных отн-ий и внутриличн-го статуса. Поэтому псих-ие технологии и методики по праву активно используются и в подготовке спец-та, и в его проф-ой деят-ти. Сущ-ет система различных техник и технологий р-ты с клиентом, кот. можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии. Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении З.Фрейда об ур-ях психики чел. (сознание, подсознание, бессознательное). Важной особенностью психоаналитической концепции явл. конструирование ведущей роли бессознательного. Поэтому осн. путь помощи чел. - добиться осознания проблем, истоками кот. всегда явл. события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет чел. избавиться от тревожащих его проблем. Совр. психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот. как правило не осознается с.. В связи с этим центральным понятием явл. К-т - непознанные моменты, кот. возникли в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Пример психодинамического подхода - трансактный анализ, в соответствии с ним, чел. порой в течение всей жизни играет в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария - бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Модель кризисной интервенции предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас». Бихевиористский подход (возможность продемонстрировать влияние окр. среды на поведение чел.). Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности. Соц-ое обучение - большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя поведение др.. Основу соц.обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, кот. они боятся или к кот-ому стремятся. На основе развития идей бихевиоризма сформировалась когнитивная психология (важно то, что чел. думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности). Эффективное использование когнитивной модели в с.р. предусматривает акцент на 3-х аспектах поведения: моральный код или соц.философия; теория личности; методы воздействия. Гуманистические психосоц-ые технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии, экзистенциональном подходе(подход дает возможность научить людей планировать и развивать отн-ия с др. людьми) и гешталь традициях (р-та с частями личности бессмысленна, важна целостность личности, большая роль отводится целеполаганию). Осн. положения основаны на понимании чел. как целостной личности, взаимодействующей со св. окружением. Важным моментом явл. декларация веры в чел. как в высшее сущ-во, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии опр-ых позитивных усл-й. Т.о., гум. теории, применяемые в с.р., весьма разнообразны. Общим для них явл. отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, гр-пы, общ-ва, причин, порождающих проблемы и их истоков. В соц-ой практике применяется множество соц-но-психол-х теорий, среди них видное место занимают теории, основанные на явлениях коммуникации. Ролевые теории (в основе - применение соц-но-ролевой игры). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.