Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей, группы, общество в целом с их жизненными проблемами и трудностями.
Еще одна важная особенность это наличие посреднического характера деятельности. Специалист выступает как посредник между клиентом и социумом. Способствует человеку адаптироваться и успешно функционировать в обществе и одновременно видоизменяет социум для наиболее успешного развития в нем людей. (Холостова Е.И. Мельников История социальной работы стр. 303-306) Эффект-ть с.р. - это максим.возможное удовлетворение соц-х потребностей насел-я при оптимальных затратах. Эффективность с.р. составляют цель, рез-т, затраты и условия с.р.
8. Основные направления и уровни социальной работы.
Возьмем за основу определение социальной работы Р. Баркера.
Социальная работа это профессиональный вид деятельности по оказанию помощи
Индивидам
Группам
Общинам
В целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных условий.
Исходя из определения выделяются уровни социальной работы:
Микро уровень - индивидуальный.
Мезо уровень - категории населения и социальные группы.
Макро уровень - общество в целом.
Таким образом основные направления работы на индивидуальном уровне являются методы работы по конкретному случаю, конкретной трудной жизненной ситуации у индивида, семьи.
На мезо уровне работа ведется по категориям: работа с детьми, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.д. Создание специализированных учреждений для различных категорий.
На макро уровне. Социальная работа относительно общества в целом. И проялвляется в социальной политике государства. Одним из примеров может являться установление минимальной оплаты труда, прожиточного минимума.
9. Основные этапы становления с.р. как теории.
Теория с.р. носит междисциплинарный хар-р. Наиб. влияние на развитие теории с.р. оказали такие науки как псих-ия и соц-гия, однако с.р-ик - не психолог, поэтому он не может проводить психодиагностику или психоконсультирование. Психолог занимается псих. процессами, а с.р. исследует взаимод-е личности с окр. средой. Первые теор-кие концепции возникают в США (школы в рамках мед. модели): диагностическая (1981 год), ф-ая (основные идеи неофрейдизма, хар-ны субъектно-субъектные отношения, ответственность лежит на самом клиенте). Современные теоретические концепции соц.р.: психосоц-ый подход (улучшение ф-ния клиента и его успешная адаптация в окружении; гештальттерапия, групповой психоанализ. Проблемно-ориентированный подход основан на том, что в течение всей жизни происходит процесс решения проблем, цель с.р. - облегчение этого процесса. Системный подход - чел. явл. членом или участником нескольких систем, с. р-ик должен учитывать особ-ть конкретного чел.. Концепция теоретических действий - чел. должен поступать и вести св. жизнь в соответствии с псих-ми и прир-ми данными, поступать в соответствии со средой,с тем общ-ом, кот. тебя окружает.
10. Основные научные школы соц-ой р-ы в совр. обществе.
Основоположники теории СР Джеймс Адамс(1860-1935) и Мэри Ричмонд (1861-1928). Джейн Адамс - родоначальник теории соц.работы, основоположник Чикагской школы. Движение сеттльментов (общинная соц-ая работа) -осн. идея - окр.среда больна, необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьем.
Идеи Ричмонд легли в основу развития теоретич-х школ и концепций с.р.
Диагностич-я школа - 1918г. В Нью-Йорке создан колледж Смита- подготовка с.р-ов (соц диагностика, соц терапис, соц лечение) - Дж. Адамс:
· Эмоц-я проблема ветеранов I Мир-й Войны и членов их семей.
· Теоритическая модель (Фрейд и его ученики) - с понятием сознательного, бессознат-го, важность детских пережив-й, осн-е вниман-е удел-ся внутр. миру клиента, диагноз прежде всего.
· Отношение м/у клиентом и с.р. носит авторитарный хар-р: 1)с.р. знает как лечить; 2)знает как должна измениться личность; 3)знает как должа измен-ся окр. среда.
Ф-я школа - 1930г. - Пенсильванская школа с.р-ов. Особ-ти: на 1 место выходит процесс оказания пом.; соц-я услуга оказывается в рамках соц. службы. клиент больной человек, соц р-ик врач. Соц помощь-комбинация мер: изменение самого чел и изм-е соц среды.
Мери Ричмонд - заложила основу соц работы, выпустила несколько книг, # «Социальные диагнозы»- метод индивид-ой р-ы, осн. учебник. Мед-ая модель (индивид-ая соц-ая р-а) - взаимод-ие соц-го р-ка с клиентом: сбор фактов; соц-ый диагноз; соц-ая терапия: (непосредственный метод лечения, косвенный метод лечения (среда, социум, взаимод-е)). Непоср-й и косвенный метод лечения дали начало развитию 2 осн. напр-й в теории с.р.: психолог-й и социологич-й.
К. Роджерс: 1)у клиента должно быть желание измениться; 2)способность к восприятию помощи; 3)большое значение придают началу процесса лечения и тапам лечения; 4)отношение м/у с.р. и клиентом.
В рамках этой школы предложена методика по организации соц. помощи:предоставление и прием помощи; процесс и организация этого процесса; самоопределение как право клиента решать за себя (Дж. Дьюи).
Теории школы Дж. Дьюи: клиент оказывается в центре с.р.; от клиента зависит выбор темы; он сам выстраивает отношения с с. Р-ом; он на себя выбирает ответственность за процесс изменений этих отношений.
Г. Бернлер и Л. Юнссон
2 психолог-е школы:
1)стремление к позитивному; 2) они рассматривали вопр. Самоактуализации личности; 3)чел. Всегда находится в состоянии роста и развития.
Идеи Ричмонд легли в основу теорет-х школ и концепций соц р-ы.
11. Приоритетные модели социальной работы за рубежом.
Модели: 1. Социально-демократическая (Скандинавия, Новая Зеландия). Смысл - гос-ая гарантия соц.прав, поддержка ср-го класса, поддержка полной занятости населения. Роль гос-ва велика: источник фин-я, подоходный налог. Осн. напровление - обеспечить высокие стандарты кач-ва жизни. 2. Бисмарковская модель (Континентальные страны Европы). Смысл - система соц. страхования, создание фондов взаимопомощи, кот. упр-ют профсоюзы. Роль гос-ва - в соблюдении прав членов общ-ва как форма долга гос-ва. Осн. источник фин-я - страховые выплаты, пособия. Идейная основа - общество взаимного соц-го страх-я. 3.Бевериджская (Ирландия, Великобрит). Смысл- одинаковые пособия всему населению, общинные методы работы, размер пособий не увязывается со страх-ми выплатами.4. Либеральная (США, Кнада …). Смысл - общ-во всеобщего возмещения убытков, соц-я помощь напр-на только на бедных, соц. пособия - универсальная форма соц.помощи (ее критерии: проверка нуждаемости, получатели пособия ,получателя пособия ориентировать на работу). Роль гос-ва мин-на. 5. Неоконсервативная модель. Смысл - сокращение V соц.программ, ориентация на то, чтобы заставить получателя пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская.
12. Формы и методы социальной работы.
СР (Международная федерация социальных работников) - совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и на этой основе социальной сплоченности.
Основоположники с.р. Мэри Ричмонд (с индивидом) и Джейн Адамс (с гр-ми).
Методы - это совокупность приемов, операций для наиболее быстрого достижения цели, решения задачи.
Метод - специф-е виды вмешат-ва, осущ-е на различныхуровнях (посредничество).
Мед-я модель с.р.:
Методы соц. работы: 1) непосредственный (прямое воздействие на клиента: разговоры, советы, дискуссии с целью принятия им необходимого решения проблемы); 2)посредственный (воздействие на среду, т.е. взаимод-е с соседями, родственныками). Все это соц-я терапия (М. Ричмонд).
Дж. Адамс: соц. р-ки переселились в «районы бедности» и осущ-ют оказание пом. Нуждающ-ся, т.е. общинная, территориальная соц. р-та.
Классические метод с.р.:
а)индивид-я пом. (М.Ричмонд)
б)общ-я р-та (Дж. Адамс)
в)гр-я р-та (соц. психол-и)
г)соц. админ-ие, планир-е.
Совр-е методы с.р.:
а)индивид-я терапия
б)семейная терапия
в)гр-я терапия (люди, имеющие схожие проблемы (7-12 чел.)
Вторичные методы с.р.:
1)супервизия (сопровождение наблюдения, наставничество)
2)планирование (развитие организации
3)консультирование
4)соц. управл-е (менеджмент)
Мед. модель с.р.:1. сбор инф-ии;2)соц. диагнозтика (причина);3)резюмирование.
Street work. В любой «неуправл-мой» гр-е есть лидер. Соц. р-ки, как правило, явл. Волонтерами из этой среды.
Осн. методы уличной с.р.: 1)гр-ая р-та (деят-ть, увлекающая мол-жь; обсуждение общих проблем); 2)индив-ая р-та; 3)организация праздников улиц - община.
Методы сем. терапии:
I.стратегический (измерение образа поведения) строится тогда, когда проблема сущ-ут на протяжении длит-го времени (# жен. Вышла замуж за алкоголика, зная об этом)
II.структурная - заключив брак, члены семьи приобретают опр. роли. Проблемвы: ролевая напряж-ть (выполнение св. роли не так, как представлена св. партнеру) и ролевой к-т (возникает как правило, когда жен. - начальник, т.е. жен. на р-те начальник и дома тоже, но в доме лидером должен быть муж).
С. Терапия - объяснение сложившейся ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20