Рефераты. Социальная работа как знание, деятельность и специальность






Противоречие, недостаток нивелирует рез-ты СР - большой бюрократич-ий аппарат, кот. «съедает» частично пожертвования.

Направления частной благотв-ти:

Б пожертовавния - создание (участие в создании) к.л. соц или мед. учр-я

Участие в деят-ти соц. учр. (на общ.началах - # Доктор Гааз) -Движение сестер милосердия -Благотв-ные именные комитеты (Алексеевский, Ольгинский) -Меценатство - часть БД

Причины Б: христианская вера, желание войти в историю, гос-во стимулирует, звание почетного горожанина, снижение налогов, карьерный рост, звание потомственного дворянина.

Расцвет Б - II пол. 19 н. 20 вв. Завершилось накопление капитала - доходы не скрывают, налоги заплачены.

1917 - все разруш-ся: частная - нет владельцев собств-ости, церковная - запр-на. Но тем не менее благотворительность была.

Во время голода, ВОВ (фонд обороны, строит-во воен-й техники), массовая шефская работа. Организации РОКК и ДОСААФ.

1995 - разрешили благ деят-ть. Возрождается част. и обществ. (марафоны, гранты, фонды). Опять много негатива. Период становления. Гос-во не стимулирует, легализации капиталов не происходит. Уход от налогов тормозит благ-е движение. Но БД есть всегда.

17.Социология и теория с.р: взаимосвязь и взаимод-е.

Соц-я - наука об общ-ве, имеющая объектом общ-во, как ценность, как реальность. Предмет: совок-тьобщ-х представлений, отношений на данном этапе раз-я общ-ва. Теория и методика с.р.опирается на социологич-е знания об общ-ве и прежде всего на возмож-е проблемы и хар-ки общ-ва. Социология дает с.р.: 1. знание об общ-ве как целостности, совокуп-ти соц.связей и взаимод-й. 2. Соц.стр-ра общ-ва. Осн.виды соц.групп стр-ры общ-ва: соц-демографич., соц-класс., соц-этн., соц-проф. 3. знание о проблемах, соц.неравенство и соц.стратификации. Соц.страта=соц.слой. Соц.стратификация - деление общ-ва на слои. Соц.неравенство - превосходство одного класса над другим. Пр., управляющий - служащий. В РФ соц.нерав-во усугубляется, т.к. max часть насел-я принадлеж.к низшому слою, средний - не развит, max разрыв с высшим. Взаимосвязь содержания соц-гии и теории с.р., но социология дает общие знания на основе кот-х выстраиваются методы с.р.

18. Социальная идентичность: норма, отклонение, коррекция.

Соц-я идентичность - осознание индивидом себя как личности.

Соц-я идентификация - процесс отождествления индив-ом себя с др. чел., гр-ой, образцом и самим собой. Этот процесс происходит вместе с процессом соц-ции. Этот термин введен Фрейдом.

Моя соц-я ид-сть - мое отождествление с др.. Соответствую ли я этому образцу поведения.

О. соц. ид-ти: семья, близкие, товарищи по работе; людт того же поколения, возраста; профес-е гр-пы, организации; граждане общ-ва, само общ-во.

Этническая ид-ть - этнические гр-пы, общности, традиции, обычаи.

Полит-я ид-ть - политич-е партии, их лидеры, программы …

Уровни соц. ид-сти (по Эриксону):

1)Я-ид-ть: а)органические компоненты (биологические):расовая, половая, физ-я, телесная, возрастная; б)личностный компонент: осознание индивидов.

2)Соц-я ид-ть: соц.-груп-я (должны обладать типичными для данной гр-ы кач-ми); психо-соц-я (осознание принадлежности и оценки со стороны общ-ва).

Норма/отклонение - проблема соответствие/несоответствие, ориетнир индивида и общ-ва.

Кризис - осознание несоответствия

Кризис идентичности - это резкая перемена в осознании ид-ти, осознание недостигнутой ид-ти.

Нормативный кризис ид-ти связан с осознанием и приодолением несоответствия. Это импульс для дальнейшей соц-ции.

Кризис отклонения - это продолжительное осознание чего-то, кот. не удается разрешить индивиду.

Виды ид-ти: «+» и «-« (положит-я и отриц-я); целостная;зрелая;альтернативная;двойственная или множественная; утраченная.

По содержанию:

1) гражданская

2) этническая (чувство и осознание принадлежности к 1 этнич-й гр-пе; разграничение, обособленность от др. этносов; ситуации конкуренции и к-та)

3)политическая (предвиденность…)

19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.р-ты.

Чел-ом рождаются, а личностью становятся.

Личночть - соц. сущность чел., означающая устойчивую совокупность черт индивида.

Чтобы стать Л. Необходимы некоторые условия:

1) биологически генетически заданные предпосылки (чел. должен впитывать и отражать соц. действительность)

2) наличие матер-но-вещ-ой, соц.-групповой и социок-й среды

3) уникальный индивидуальный опыт

Процесс социализации - двусторонний процесс ( а)постоянная передача общ-ом соц. норм и к-ых ценностей; б)освоение индивидом в течении всей его жизни соц. норм и к-ый ценностей для нормального ф-я в общ-ве) становления и развития личности.

Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

Фазы социализации:

1)соц. адаптация - приспособление индивида к требованиям соц. среды

2)интериоризация (интернализация) включение индивида во внутренний мир осваиваемых норм и ценностей.

Осн. институты соц-ции: ср-ва массовой инф-ции, религиозные организации, Интернет, семья, школа…

Агенты соц-ции - участники (люди)

Стадии соц-ции: 1) дотрудовая (ранняя стадия и период обучения); 2)трудовая; 3)послетрудовая

Дж. Мид утверждает, что на стадии первичной соц-ции (освоение норм, знаний) преобладает значимый другой, а на стадии вторичной (взрослость, зрелость …, эту соц-ю чел. проходит до конца св. жизни) - обобщенный другой.

Типы соц-ции: естественный; примитивный; сословный; моносоциок-ый; полисоциок-ый; патерналистский (наличие некоего покровителя, кот. ведет чел.); гуманистический; стратификационный; единообразный; конформистский.

По содержанию процесса соц-ции: проф-я; эстетич-я; правовая; трудовая.

По результативности: успешная; отклон-я; преждеврем-я; запаздывающая; ресоц-я; десоц-я; принудительная; ускоренная; кризисная.

· Когда идет разрушение соц-значимых черт (#правовые нарушения), освоение черт, значимых для св. гр-п.

· Заболевание чел., когда его сознание утрачивает возможность воспринимать реально реальность

Социализац-я норма - 1) эталон социализированности чел., с учетом его возрастных и индивидцально-психол-их хар-к (#для школьника - школьная программа); 2) устоявшаяся совокупность правил передачи соц-го опыта от поколения к поколению (освоение языка).

Успешной соц-ции у индивида на 100% быть не может.

Концепция соц-ной нормы: норма социализ-ции связана с двумя моментами: эталон социализированности ч-ка на уровне его особен-тей - соответ.ему дает норму соц-ции. #, реб.2-х лет - освоение языка (он не может освоить законы физики и т.д. только освоение языка). Описаны в пед.псих., эталон - общ-ное мнение. Эталоны: формализ-е, неформализ-е. Все это не соответствует норме, эталону - отклонение. Отклон-я соц-ция шире откл.поведения, т.к. не только выполнение, но и освоение нормы. Ресоциализ. - освоение нового. #, люди с отклон.поведением прох-т ее в спец.уч-ях.

20. Антропологические аспекты социальной работы.

Антропология - в переводе с греческого, наука о чел.. Первым в обиход этот термин ввел Аристотель, применительно к изучению дух. природы чел-ка. Относительное большинство учёных сводятся к тому, что антропология - система относительно автономных, естественных и гуманит-х дисциплин с общим предметом - чел.. Перечень этих дисциплин в различных странах отличаются. Как наука в большинстве стран сформировалась в к. 19в. - стали преподавать и готовит спец-ов антропологов.

Антропология - наука изучающая происхождение и эволюцию чел. и его предков; историю формир-я и распространение расовых типов; разнообразие чел-х типов во времени и пространстве; наука, изуч-ая к-ы народов. Специфика изучения чел. в А. закл. в комплексном подходе к изучению чел., т.е. чел. рассматривается как биосоциальное сущ-во (биосоциокультурное). Остальные науки изучают отдельные стороны жизни чел.. Очень важно, #, для спец-та по соц-ой работе, знания о к-х разных народов. Для того, чтобы он смог оказать наиболее полноценную пом. тому или иному чел., той или иной нац-ти. А. даёт знания о взаимоотн-ях м/у людьми.

А. рассматривает чел. со всех сторон (биолог-ой, соц-ой, физиолог-ой и т.д.), поэтому она очень важна для соц. Р-ы. Комплексный подход к клиенту. Иннаковость.

21.С.р. и соц.экология:осн-е понятия, взаимосвязь.

Соц. экология очень молода, возникла в 20в. Само понятие Э. возникло раньше. Ввел Э.Генель 1886г. Оно образовано из 2-х др.греч. слов: эйкос - дом, жильё, местоприбывания(oikos), логол - слово, учение, наука. По Генелю Э. - одна из отраслей зоологии. Э. первоначально разв. в рамках биологии. Изучаются взаимоотношения общ-ва и окр. среды. На этом этапе возникает наука соц. эк-я. Опред-е предмета ввел Мак Кензи в 1925г. Соц.Эк-я изучает взаимод-е общ-ва и природы (общая трактовка).

Цель: создание усл. для осущ-я жизни

Природа: естественная и искусст-я. Сущ-ет 2 альтернативных подхода:

1. Биоцентризм - акцент на природе. Гл. задача соц. эк-гии и предмет- сохранение и защита природы. Прежде всего, от чел.. Даже за счёт сокращения чел-ой особи.

2.Антропоцентризм- акцент на общ-ве. Гл. задача и предмет - создание усл. для развития и совершен-я чел. и общ-ва, создавая при этом благоприятные для него эк-ие усл-я.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.