-принцип участия граждан в реализации и формировании соц. политики,
-принцип соц. компенсации - обеспечивает правовую и соц. защиту лицам с ограниченными возможностями и находятся в трудной жизненной ситуации,
-принцип гарантий - предоставление гражданам минимальных государственных гарантий,
-принцип субсидиарности - предпочтение общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов.
- принцип объективности - один из самых важных принципов соц. политики; означает непривзятое распределение мат-х благ м/у членами общ-ва.
- принцип соц. справедливости - включает в себя равенство людей по отношению к ср-ву производства.
- принцип партнерства
- принцип конформизма - он означает, что соц. политика должна быть согласована с эк-ой политикой.
- принцип соц. самоуправления - это самостоятельность соц-ой общ-ти в управлении собственными делами. В органы МСУ входят: собрания представителей; глава МСУ…)
- принцип самоответственности - личная ответственность возможна в той мере, в кот. отдельный чел. или небольшая гр. людей способны самостоятельно преодолеть трудности.
- принцип доверия
Факторы, влияющие на соц. политику:
1.Демографический. в Р. низкая рождаемость и высокая смертность, вследствие чего численность сокращается. Помимо этого на демографический фактор влияет миграция.
2.Национальный. Перед государством стоит задача сохранения культуры, в том числе языковой, письменно - книжной, культурных традиций народов, малочисленных этносов и национальных меньшинств.
3.Региональный. Отсутствует общегосударственный механизм, призванный регулировать взаимоотношения между центром и регионами. Центр не может отказаться от привычки командовать, а регионы, стремятся к самостоятельности.
4.Религиозный. в Р. представлены кроме христианской церкви многие др. конфессии (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.). Религиозный фактор значительно влияет на формирование норм и ценностей граждан. Верующие вносят в общество такие кач-ва, как добро, честность и т. д.
4. Осн. приоритеты соц. политики в совр. Р. и за рубежом.
Социальная политика Р. - механизм, с помощью кот. гос-ные и негос-ные органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов насел-я, удовлетворению его мат-ных и дух-х потребностей.
О. соц. полит-и - население, соц. гр=ы, общ-во.
П. соц. пол. - интересы гр-п, общ-ва
Цель: обеспеч-е эк-х и дух-х потребностей насел-я.
Соц. политика формируется исходя из приоритетных направлений, но именно сегодня в Р. актуальны 4 приоритета: 1) образование; 2) здравоохранение; 3) ЖКХ; 4) с/х.
Рассмотрим на примере Евросоюза осн. приоритеты соц. политики и за рубежом. 10 стран последних вступивших в Евросоюз - Чехия, Польша Литва, Эстония, Латвия, Мальта, Кипр… У всех их разные приоритеты, но есть и общие (проблемы с/х, образования…).
В своем послании ВВП отметил также, что одним из главных приоритетов СП является борьба с бедностью.
Бедность (абсолютная (доход меньше ПМ; относительная доход выше стандарта, но расходуется не рационально; субъективная)).
В Европе приоритетным направлением является борьба с безработицей. При высоких доходах высокие страховые взносы.
Плюс ко всему остро стоит проблема наркотизации. Отсюда борьба с преступностью, работа с молодежью и пр.
5. Взаимосвязь соц-ой политики и соц-ой р-ы.
Социальная политика - механизм, с помощью кот. Гос-ые и негос-ые органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов населения, удовлетворению его мат-ых и дух-х потребностей.
Социальная работа -- это проф-ая деят-ть по оказанию пом. людям, гр-ам или общинам, попавшим в ТЖС, а также создание усл-й по формированию соц. и дух.-нравств-го самосознания чел..
СП и СР при всей их очевидной взаимосвязи и взаимодополняемости - это не одно и то же. Основой деят-ти с. р. явл. профессионализм. Выступая в кач-ве главнейшего ср-ва реализации СП, с. р. имеет св. особ-ти, обусловливающие противоречивость ее статуса. Сам хар-р тех проблем, с кот. она имеет дело, не позволяет применять однозначные методы их эффективного решения. Любые просчеты здесь особенно заметны. В реальности действия соц. раб-ов базируются на признании многообразия индивид-ых потребностей. Позиция соц. р-ов как спец-ов-проф-ов предполагает объективность и беспристрастность. Однако, выступая часто от имени гос-ва, они часто берут на себя и ф-ю выразителя интересов и защитника прав наименее защищенных слоев населения, а порой прямых организаторов их активной борьбы за св. права.
С. СП и СР явл.: гос-ные ведомства и учр-я соц. защиты населения.
Осн. с. СП и СР в РФ выступают Мин-во здравоохранения и соц. развития, образования, в совокупности с соответствующими учр-ми и центрами по оказанию соц-ых услуг населению. Органы МСУ и их учр-ия. Проф-ные раб-ки и занимающиеся соц. р-ой на общ-нных началах добровольцы. Сами граждане (в том числе в форме участия в различных гражданских инициативах, #, гр-х самопомощи).
О. СП и СР явл. в той или иной степени практически все население (с особым акцентом на соц-ую защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в ТЖС).
Мин-вом труда и соц-го развития РФ в 1995г. утвержден типовой перечень категорий населения, нуждающихся в соц-ом обслуживании, кот. явл. осн. о. как СП, так и СР: лица с ограниченными возможностями здоровья (инв-ды и дети-инвалиды);участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди; вдовы и матери военнослуж-х, погибших в ВОВ и в мирное время; бывшие несов-ие узники фашизма; лица, подвергшиеся полит-им репрессиям и впоследствии реабилитированные; зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерного испытания; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно- воспитательного учреждения; лица БОМЖ; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инв-ов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем дохода; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несов-х родителей; молодые, в т.ч. студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за реб-ом; беременные жен. и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники дет-х домов и школ-интернатов (до достижения мат-й независимости и соц-й зрелости); дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки с девиантным поведением; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в усл-х, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психол-им микроклиматом, конфл-ми отношениями, пед-ой несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психол-ие затруднения, испытывающие психол-ие стрессы, склонные к суицидальным поступкам.
Суть взаимодействия СП и СР в том, что с.п. влияет на СР, но и СР влияет на СП, они тесно взаимосвязаны м/у собой.
СП - более широкое понятие, определяющая сторона СР.
Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет ф-ю локатора, кот. опред-ет на основе соц. индикаторов реальные последствия соц. политики, ее эффективности.
СР - направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение усл. жизни, для свободного выбора деят-ти, на содействие самопомощи.
6. Этапы становления и формирования с.р. как вида деят-ти.
С.р. - это проф-ая деят-ть по оказанию пом. индивидам, гр-ам или общинам в целях усиления их способности к соц.ф-нию и создания для этого благопр-х общ-х усл-й. Осн. этапы формир-ия с.р. как вида деят-ти: 1 этап - с древнейших времен. Архаичные формы помощи проявлялись в виде взаимопомощи и поддержки. Далее - милостыня, милосердие, филантропия, благотворительность, меценатство.
2 этап - с конца 19 - нач.20 веков - развитие с.р. как проф.деят-ти. Этот этап связан с научным поиском Адамс и М. Ричмонд и послед.развитием социол-кого и психолог-го напр-ий в тср. Становление осн. методов соц.р.: индивид-го, групп-го и общинного.
3 этап - в 80-ег. формируется понимание с.р. как проф.деят-ти по защите прав чел.. В этой связи с.р. явл. реализацией тех прав, кот. провозглашаются Всеобщей декларацией прав чел. от 1948г. и др. док-ми междун-го сотрудничества.
4 этап - с к. 80-х - н. 90-х г. теория и практика с.р. обогащается новой трактовкой этой деят-ти, осуществляемой на принципе активизации клиента. Цель активизации - наделение о. уверенностью в себе, св. силах, способностью отстаивать св. права и решать св. проблемы, короче самому контролировать св. жизнь.
7. Особенности процесса соц.работы
От традиционных сфер деятельности с вязанных с анализом и решением социальных проблем (психология, педагогика, юриспруденция и т.д.) Социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник выступает в какой-то мере и как педагог, социолог, психолог и как юрист.
Отличительная особенность социальной работы в том, что если психолог работает с психикой человека, медик с психическим и физическим состоянием, юриста интересуют правовые аспекты жизни общества. То есть каждый специалист работает с какой то одной стороной человеческой жизни. То социальный работник, специалист по социальной работе рассматривает человека, общество, группу как единое целое составляющие все аспекты жизнедеятельности человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20