Рефераты. Социальная работа как знание, деятельность и специальность






Основные принципы соц. помощи: адресность, достоптусть, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая напр-ность.

Для спец-та по с. р. необходимость индивид-го подхода в р-те с пожилыми людьми очевидна.

62. М-жь как о. с.р.

М. - устойчивая соц.-демограф-я гр-па, выделяемая из совокупности возрастных хар-к, особ-тей, соц.-правового и эк-го полож-я (Словарь терминов с.р. с м-жью - Козич, Волжский).

По данным ежегодного доклада Гос-го комитета РФ по делам М. за 1998-1999гг., число граждан на окт. 1999г. в возр. от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн.чел., или 22% от численности населения страны. Продолжает оставаться крайне высоким ур-нь смертности среди мол-х россиян (смертность муж. в возр. до 30 лет более чем в 2 раза превосходит смертность жен.). Значительное снижение Ур-ня и кач-ва жизни большинства мол-х россиян, нарастание соц-ой напряженности, обуславливающей возникновение стрессов, обострение эколог-х проблем, особенно в городах, и др. подобные причины ведут к росту числа заболеваний. Мол-му поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Особую обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья М.. К ф-рам, неблаг-ым для развития М. относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Ф-ром, во многом опр-щим образ и стиль жизни мол-х людей, становиться криминализация и коммерциализация их досуга. Высокими остаются и показатели самоубийств мол-х людей. Так, в целом по Р. в 1999г. добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс.чел.. С.р. с М. в Р. осущ-ся в рамках ГМП и системы соц. обслуж-ия населения. С принятием в 1991г. Закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР», Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» от 16 сен. 1992г. и постановления Верховного Совета РФ «Об осн. напр-ях ГМП в РФ» начинается процесс создания структур для реализации ГМП, представляющих собой систему органов по делам М.. В целях создания эк-х, прав-х и организац-х усл-й и гарантий для соц.становления М. одобрена Указом Президента Р. от 15 сен. 1994г. Фед-я программа «М. Р.».

Можно говорить о 2-х моделях с.р. с М. - интегративной (способствует социализации М.) и дефицитной (ориентирована в первую очередь на соц-но уязвимые слои населения). Под с.р. с М. понимается проф-ая деят-ть по оказанию пом. как отдельному мол-му чел., так и гр-ам мол-х людей в целях улучшения или восстановлению их способности к соц-ому ф-нию; создание усл-й, благоприятствующих достижению этих целей в общ-ве. Осн. задачей с.р. явл. выработка у М. способности самостоятельно решать св. проблемы, адаптироваться к нов. соц.-эк-им усл-ям, получать навыки самост-ой жизни и участвовать в самоуправлении. Структура соц-ых служб системы органов по делам М.: центры соц.-псих. помощи М., центры инф-ции для М., центры ресоциализации несов-х и М., вернувшихся из мест заключения, консультативный центр для подростков и М., приют для подростков.

63. Сущность и принципы гос-ной политики в отношении к мол-жи.

В соответствии с законом и подзаконными актами под ГМП - понимается деят-сть гос-ва, напр-ная на создание прав-х, эк-х и организац-х усл-й и гарантий для самореализации личности мол-го чел. и развития мол-ных объединений, движений и инициатив.

Гарантии для мол-жи - комплекс организационных, эк-х, полит-х, идеологических, юрид-х факторов, мероприятий и ср-в, обеспеч-х м-жь, жизнь, деят-сть и развитие м-жи, интересы м-жи, выполнение обязательств гос-ва перед м-жью - реализацию конституционных соц-но-эк-х и соц-но-полит-х прав м-жи.

О. ГМП: молодежь, молодая семья, молодежные и детские объединения.

Субъекты ГМП: государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения, сама молодежь.

Молодежь - люди, находящиеся в возрасте примерно от 18 до 35 лет.

Характеризуются особым, активно-познавательным и активно-созидательным отношением к окружающему миру.

Можно охарактеризовать с физиологической, психологической и соц-й т.зр.. Соц-ая хар-ка: люди, находящиеся в состоянии активного (действенного) определения св. роли в общ-ве. Выбор роли происходит на основе интересов мол-жи. Часто они не ставят перед собой такого вопроса. Это приводит к антисоц-ой направленности поведения, противоречию интересов М. и общества.

Осн. док-ы по ГМП: ФЦП «Мол-жь Р.», Указа президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» 1992г, Постановления Верховного Совета РФ «Об осн. направл-х ГМП в РФ» 1993г, начиняется процесс создания структур по реализации ГМП, представляющий собой систему органов по делам м-жи, организованных правительствами республик в составе РФ, администрациями областей, краев и автономных городов, мэриями городов.

В 1992 указом президента создан Комитет РФ по делам м-жи, для проведения целостной ГМП. В целях создания эк-х, прав-х и организационных усл-й и гарантий для развития м-жи принята программа «М-жь Р.» 1994г.

Основные цели ГМП: формирование навыков у молодежи самостоятельно строить свою жизнь и решать возникшее проблемы.

-содействие соц. культурному, духовному и физ-ому развитию молодежи,

-недопущение дискриминации молодежи по мотивам возраста,

-создание условий для более полного включения молодежи в социально эк-кую, полит-кую и к-ую жизнь общества.

Принципы реализации ГМП:

I. Принцип участия - привлечение самой молодежи; 2. Принцип соц. компенсации - обеспечение правовой и соц. Защитой молодых граждан; 3.Принцип гарантий; 4. Принцип приоритета.

Основные направления осуществления ГМП:

-обеспечение соблюдения прав мол-жи,

-обеспечение гарантий сферы труда и занятости,

-гос-ая поддержка мол-х семей,

-поддержка талантливой мол-жи,

-поддержка деят-ти мол-х и детских объединений,

-формирование условий напр-х на физ-ое и дух-ое развитие мол-жи.

64.Мол-е и детские орган-ции как с. с.р.

Р-та с М. сфера проф-й деят-ти.

Цели мол-х объед-й::формир-е творческого подхода к решению проблем М.

2.поиск нов форм и совершенствование уже сущ-х напр-й р-ты по МЖ

3.сплочение команды мол-го объед-я и оптимизация взаимод-я м/у спец-ми этого учр-я. Мол-ые, детские общ-ые орг-ии и объед-ия ведут свою деят-ть в рамках ФЗ «О гос-ой поддержке молодёжных и детских объед-ий, 26.05.95г.; постановление правительства РФ от 3апр.96г. «О мерах гос-ой поддержки общетв-ых объед-ий».

65. Формы и методы с.р. в школе.

Соц. р-та - это деят-ть по оказанию пом. индивидам, семьям, гр-ам в реализации их соц-х прав и в компенсации физ-х, псих-х, интеллект-х, соц-х и иных недостатков, препятствующих полноценному соц-ому ф-нию. С.р. входит в число видов соц-ой деят-ти (работа с людьми) напр-ной на оказание пом. людям и на содействие в разрешении их затруднений. С.р-та в системе образ-ия еще только начинает св. становление как особое напр-ние соц-ой сферы РФ.

Способность общ-ва обеспечить полноценное образ-ие для всех детей - показатель соц-го здоровья самого общ-ва и необходимое усл-е его устойчивого развития. Спец-ты выделяют 2 типа школьных проблем в процессе обуч-я в школе:

- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц-х служб - детей инв-ов с сохраненным интеллектом, детей- сирот, детей из многодетных и неблагопол-х семей. Приоритеты соц-ой поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего соц-но-быт-я матер-ая помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема неуспевающего уч-ка, кот. выходит за рамки чисто пед-ой проблемы и становится 1 из наиболее острых и практически не решаемых соц. проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в спец-ом обучении, а об уч-ках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих, тем не менее трудности с начальным обучением, кот. накапливаются год от года приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здор-я, нарушению психол-ой и соц. адаптации.

Кол-во детей со школьными проблемами неуклонно. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Выделяют 2 осн. гр-пы факторов: экзогенные (внешн-е) и эндогенные (внутр-е).

К числу внешних факторов относятся усл-я, в кот. растет и разв-ся реб-ок и кот. отличаются широким спектром как положит-го, так и отриц-го плана. Эти усл-я могут зависеть от соц. депривации, при кот. дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и сущ-но отстают в ф-ном и псих-ом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при кот. тоже оказывается отриц-ное воздействие. Так же к внешним факторам, отриц-но влияющим на развитие реб-ка относятся: экол-ие усл-я, недостаточная квалификация пед-ов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных ф-ров относятся отклонения в физ-ом развитии реб-ка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффект-ть ее решения зависят от степени интеграции усилий мед-ов, псих-ов, пед-ов и др. спец-ов в разработке теорет-х основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям. С.р. в школе призвана сосредоточить внимание в осн-ом на тех недостатках, на кот. указывают сами уч-ля, уч-ки и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе заруб-го опыта и исходя из проблематики совр. рос-ой школы можно опр-ть след-ие цели с.р. в школе: способствовать устранению и преодолению специф-х трудностей в процессе социализации школьников из соц-но неблагоп-х семей и слоев общ-ва; развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех уч-хся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в общ-ве, с общ-ыми запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и соц-х образ-х процессов на стадии обучения и выбора профессии; участие в пед-ом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть к-ов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.