Рефераты. Социальная работа как знание, деятельность и специальность






III. системный (# Все было нормально, вдруг, что-то произошло. Хор. Отнош-я, все хор., но вдруг реб-к, ни с того ни с сего, начинает плохо учиться). Деят-ть С.Т.:1)выделение осн. проблемы в семье: стратегич-я, структурная, системная; 2)циркулярный опрос вместо линейного (один и тот же вопр. У разных людей объясняется по-разному, т.е. опрос всех членов семьи по одной теме (разные мнения); 3)каждая семья уникальна, нет стереотипов; 4)семья - живая система, с опред-ым образцом повед-я; 5)целое больше, чем сумма его частей.

При СТ обязательно должен присутствовать супервизор (кот. схемками рисует взаимоотношения в семье .

Модель СТ: 1)оценка сит-ции (прошедшее, наст-ее); 2)контрактирование (обсуждение того, с чем была договоренность, подписание контракта); 3)лечение; 4)заключение.

Две группы: научно-исследовательские ( приемы и ср-ва, с пом. кот. получают достоверные сведения для научных теорий) и методы преобразования соц. действительности ( способы воздействия с. р-ка на клиента или соц.окружение с целью решения проблем). К н.-и.методам относятся: общелогические методы (анализ, синтез, моделирование, проектирование); общенаучные ( изучение и обобщение опыта, метод экспертных оценок, эксперимент, анализ документов); исторические методы ( генетический, структурный, сравн.-исторический); социолог-ие ( анкетирование, интервьюирование, социометрия, мониторинг); психолог-ие ( тестирование); методы мат.статистики. К преобразовательным методам относятся социально-экономические ( это те способы, с пом. Кот. воздействуют на мат., моральные, нац., сем. и др. потребности клиентов); организац-но-распорядительные ( ориентированы на сознание необх. трудовой и общ. дисциплины, чувство долга и ответственности: регламентирование, нормирование, инструктирование, контроль); психолого-пед-ие ( убеждение, соц.терапия, соц.-псих.диагноз, исповедальный метод). Также сущ-ют индивид-ая и гр-ая формы с. р-ты.

13. Особенности истории СР в Р.

Милосердие - любовь, помощь к ближнему. В Древ-е времена М-ем называли СР.

Призрение - гос. СР, светская СР (в дорев.Р.)

Благотв-сть - творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР- это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Источники: основы мировых религий; различные законод-ые акты; законы и своды законов Рос-ой империи по соц.вопр.; Уставы благотв. обществ -Отчеты благотв. обществ и соц. Учр-ий.

Литература: древние источники; хроники; истор.исследования.

Историки дореволюц.периода Соловьев, Ключевский Максимов Герье. Современность- Мельникова Холстова Фирсов.

ИСР в Р. Начин-ся с 6 в н.э. восточные славяне - этап соседской крестьянской общины. (КСО) В целом нач. со 2 тысячелетия до н.э.

ИСР начала формироваться в эпоху развития феодальных отношений. Зарождается в рамках КСО. Община - 1-й с. СР. Формы взаимопомощи, помощь в постройке дома, сбор урожая, брали в семью вдову, детей сирот.

Спецификой ИСР в Р. явл. ее природно-климатические усл-я. Крестьянам она нужна, т.к. они боятся остаться один на один с природными усл-ми. (сущ. до 1918г). Специф-ой явл. то, что наши предки восточные славяне имели опред-ый набор черт хар-ра: милосердное отношение к старикам, младенцам, пленным.

В Р. не было работ, для кот. было бы не нужно много рабов.

В 10 в в Киев-ой Руси утверждается восточная версия Христианства, в буд-ем православие. Х-во было введено с комплектом идей милосердия (возлюби ближнего, идея нравственной чистоты бедняка - нищего и юродивого) идея о загробной жизни, об очищающей от грехов силе, милостыне, правила подачи милостыни, мимоходом, не задумываясь, обязательно назвать свое имя.

Эти идеи приводят к тому, что начинают подавать милостыню. М - одна из форм СП раннего феод гос-ва. Церковь призывает к этой пом. - возникает нищелюбие.

Введение Х-ва=> церковный приход и монастыри. Формы СР - ден-ые ссуды, церк-прих школы. Строят СР на основе десятины, а затем на земельные пожертвования. Монастыри - крупные феодалы, имеющие большие деньги. 96 г. - указ Владимира. Попечение больных сирых передается церкви.

След. особенность сохранение до сего дня идеи нравственной чистоты бедных православной церковью.

В 15 в. Появление протестантской церкви - нищие те, от которых отвернулся Бог. Мы этих идей не поддерживаем => появление проф. нищих, никакие меры борьбы не помогают т.к. общ-во этого не поддерживает.

След.особенность - МТ нашествие; польская, шведская интервенция => законодательство не развивается.

Р. длит-й период отстает от З.Европы в соц-эк развитии и в развитии СР. В Европе гос-во как субъект СР формируется в 13 веке, а в России идеи гос.призрения в законодательных актах появл. В .к.16, на практике с к. 18 в.

Рег. Соц.политика - это гос. соц. учр-я (с П1 - госпитали для военнослужащих, гос СР на территории страны)

1775 - Приказы Е2. гос-во как субъект - наличие крупнейших благотворительных ведомств, кот. Созданы и работают с участием гос-ва (ИЧО ).

Особенность - изучение и исполнение международного опыта в стране.

Активное участие общественности в Ср. Причины - богатство - это грех.

Россия к началу 20 в. Так и не создала четкую современную систему СР. Не было единого органа, ведающего СР. Где МВД, где Мин Гос Имущ-ва итп.

Система была нечеткая и состояла из различных субъектов - община, приход, доминирует частная и общ-ая благ-ть, а не гос.

Не было исчерпывающей зак.базы, были уставы 1892, 1915 - Уставы «Об общ-ном призрении». Помощь в дорев. Р. не была гарантир-ой и равной, не были решены соц. проблемы ни одной из групп нужд-ся.

След-ая особенность -революц. Х-р смены систем СР в России. С 1917 начинает создаваться новая система СР - система соцобеспечения. Она имела след. черты:

· Монополия гос-ва на СР, гарантированность СП, равенство трудящихся в получении СП, четкая вертикаль упр-я СР.

В окт. 1918 Наркомат соц призрения, затем наркомат соц обеспечения.. Новая система формируется медленно, т.к. есть др. проблемы - массовая безработица, детская беспризорность, голод 21-22 гг., индустриализация, коллективизация, Гулаг, практически до сер. 30-х гос-ву не было дела до СР.

В послевоенное время формирование - гос. системы страхования , кот.на бумаге началась с 23 года, а фактически в 28. Завершается этот процесс в 1964 году - введено пенсионное обеспечение для колхозников и их семей. Системой гос страхования явл.: * пенсии по старости,** пособие по болезни, родам. *** пенсии в случае увечья.

Система собес в СССР отличалась гос системой соцстраха. Система соцстраха была чисто государственной, рабочие никаких взносов не платили, только отчисления предприятий. Если предприятие было убыточным, то государство компенсировало дотацией. Особенностью этой системы СО: гос-во привлекает к ней общественные орг: профсоюзы (выполняли соц функцию. В ведение профсоюзов переходит соцстрах в 1933г). П. выплачивают пособия, учитывают больн.листы, определяют р-р пособия, путевки итп. В начале 60-х получают всэ инфраструктуру отдыха, лечения в санаториях, д\о и тпд. Комсомол - работа с мол, детьми.

Уникальность системы СО дополняется системой бесплатного здравоохранения. Не было равной помощи по все террит-и.

Также уникальным явл - бесплатное образование на всех этапах. (минусы - г-во не может ориентироваться на рынок - перепроизводство одних спецов и нехватка других)

Система СО базировалась на гос средствах. Так ситуация складывалась до кризиса. Уже в второй половине 80-х - скрытая инфляция (дефицит товаров). 90-е - у гос-ва уже денег нет. Пенсии, «съедает» инфляция. Накопления не выплачиваются. Гос-во уже не может обеспечивать бесплатное медобслуживание, врачи - мизерная З\П.

Появляется платная мед-на, образ-ие.

Развал СССР ухудшает эк-ую ситуацию, т.к. происходит разрыв эк связей.

Плюс ко всему появляется нищенство (включая проф-ое), безработица, беспризорность. Первая пол. 90-х - гиперинфляция.

С 93г. гарантированная соц-ая помощь только остронуждающимся.

Разрешили церковную благотворительность

С 95г. разрешили частная и общественная благ-ть.

14. Субъекты и объекты социальной работы.

С.р. - это проф. деят. по оказанию пом. индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц.ф-нию и создание для этого благоприятных общ.условий (Баркер Р. Словарь с.р. 94г.).

С.р. - совокупность деят-ти проф-х или непроф-х , рез-ом кот. явл. обеспеч-е каждому чел. соц. благопол-я и на этой основе сплаченности (Международная Фед-я с.р.-ов).

О. с.р. - клиент (индивид, гр-па, община…)

С. с.р. - гос. ведомства и учр-я соц. защиты населения; органы МСУ и их учр-я; общ-ные, религиозные и благотв-ые организации и иные негос-е объед-я; коммерческие структуры и бизнес; проф. р -ки и занимающиеся соц. раб. На общ-х началах - добровольцы; сами граждане (гражданские инициативы, #гр. Самопомощи).

П. с.р. - процесс организации (оказания) пом..

Проф-я с.р. - способствует реализации соц. изменений в общ-ве, решению проблем чел-х взаимоотн-й и укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории чео-го поведения и соц. систем, с.р. вкл-ся в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой.

Принципы соблюдения прав чел. и соц. справ-ти явл. фундаментальными для с.р. (принято на встрече Междун-й Фед-ции с.р-ов - 2000г., Монреаль).

Отношения в с.р. носят субъективно-объективный хар-р Субъектами социальной политики и социальной работы являются: Государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.