Рефераты. Гражданство в международном праве






предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама

женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется

принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);

г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;

д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу

иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28

сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять

апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в

частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного

воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи

16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью

подчиняются законодательству того государства, на территории которого они

проживают.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не

только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут

порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между

государствами. На уровне общего международного права их невозможно

разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются.

Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях

государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети

дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на

территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу

исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ

смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства,

состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными

государствами, что и имеет место на практике.

5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.

Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства

женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные

правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20

февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся

Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к

гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или

приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак,

расторжения брака или перемены гражданства мужем во время

существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей

декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации

Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на

гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего

гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с

Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и

соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола,

настоящим соглашаются о нижеследующем:

. Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни

заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и

иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования

брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве

жены.

. Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни

добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства

какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан

от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего

гражданства женой этого гражданина.

. Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что

иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может

приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном

упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства

может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах

государственной безопасности или публичного порядка.

. Каждое Договаривающееся Государство соглашается,

чтонастоящая Конвенция не будет толковаться как

затрагивающая какие-либо законодательства или судебную

практику, согласно которым иностранка, состоящая замужем за кем-

либо из его граждан,может по праву приобрести по своей просьбе

гражданство своего мужа.”*

*Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование.

В принципе, правовое положение иностранцев, как и правовое положение

собственных граждан и апатридов, устанавливается государством, на

территории которого они находятся, но с учетом соответствующих

общепризнанных норм общего международного права, в частности, касающихся

возможности защиты их прав, и государством их национальной принадлежности.

Иностранцами называются лица, которые, проживая на территории

определенного государства, не являются его гражданами и имеют гражданство

другого государства либо не имеют такового вообще. Как отмечалось, понятие

«иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граждан и

лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соответствует Закону Украины

«О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года.

Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию

«иностранец», от которого напрямую зависит определение правового положения

иностранцев. Некоторые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц

имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в

действующем законодательстве Украины это понятие носит комплексный

характер, Конституция Украины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001

г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно.

Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство

другого государства. Так, согласно законодательству бывшего СССР,

иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами

СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству

иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они

рассматривались как лица без гражданства.

“Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие

на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят.

Правовое положение иностранцев характеризуется:

временным характером правовой связи иностранца с государством своего

пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления

пределов этого государства;

отсутствием обязанности военной службы;

отсутствием избирательного права;

некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях

охраны государственной безопасности страны пребывания.”*

*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания

иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно

относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства

немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их

граждан.

Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале

1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц,

проживающих в Латвии, и предпринятые ими репрессалии в отношении этого

государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия

явились проявлением дипломатической защиты.

Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и

законных интересов иностранных граждан государством их гражданства.

Под дипломатической защитой понимается обычно заявление протеста

соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права

данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной

ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна

осуществляться в пределах норм законодательства государства пребывания и

его международных обязательств. Ведь ее цель состоит в обеспечении

правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории

определенного государства.

В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания,

дипломатическая защита сводится к выяснению истинных фактов правонарушения

и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление

его интересов в суде и т.д.).

Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного,

так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо

государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту

своим гражданам на территории других государств. Государства в своих

взаимоотношениях должны уважать это право.

Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в

настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного

права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если

поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату,

предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с

иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного

обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не

менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого

обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.