Рефераты. Гражданство в международном праве






Франция предоставляет «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества

за дело свободы».

Право убежища получило свое развитие и правовую регламентацию как в

национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В

Украине это право закреплено в Конституции Украины: «Иностранцам и лицам

без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном

законом» (ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях

многих государств мира, например, в ч.1 статьи 28 Конституции Российской

Федерации,

ч.3 статьи 10 Конституции Италии, п. 1 статьи 16-а Основного Закона ФРГ,

п.4 статьи 13 Конституции Испании и др. Обычно в основных законах

государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого

права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

1. « Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в

других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в

действительности основанного на совершении неполитического

преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам

Организации Объединенных Наций».*

Подобные правоположения содержатся и в ряде других международных актов,

например, в Декларации ООН «О территориальном убежище», принятой на основе

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в

Декларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища предоставляется любому лицу,

которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по

признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной

социальной группе или политическим убеждениям.

Следует указать на то, что предоставление убежища является мирным и

гуманным актом и не считается недружественным актом по отношению к любому

государству.

На практике право убежища реализуется путем предос-

*Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

тавления права въезда на территорию данного государства и законного там

пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к

иностранцу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

. во-первых, время пребывания такого лица в государстве,

предоставившем ему убежище, не ограничено;

. во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выслано из

государства, предоставившего ему убежище;

. в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть выдано как

своему государству, так и любому третьему иностранному государству.

Убежище предоставляется только лишь тем лицам, которые не совершили

общеуголовных или международных преступлений. Это вытекает из смысла

упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается перечень причин и условий,

при которых может быть предоставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции

РФ указано, что убежище предоставляется иностранцам, преследуемым за свою

деятельность в пользу свободы и лишенным в своей стране основных прав и

свобод. Конституция ФРГ делает акцент на политических преследованиях,

бесчеловечном или позорящем обращении или наказании (п. 3 статьи 16-а).

Конституция Испании отсылает к специальному закону, устанавливающему

условия, на которых граждане других стран и апатриды пользуются в этом

государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не

предусматривает каких-либо ограничительных условий для предоставления

убежища, очевидно, что оно не может быть предоставлено уголовным

преступникам, равно как и лицам, преследуемым за фашистскую и подобного

рода деятельность или человеконенавистническую пропаганду.

В соответствии с Декларацией ООН «О территориальном убежище»: « Убежище,

предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего

суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей

декларации прав человека, включая

лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими

государствами.

На право искать убежище и пользоваться убежищем не может

ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные

основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное

преступление или преступление против человечества по смыслу тех

международных актов, которые были выработаны для того,

чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на

предоставляющем это убежище государстве.

... Когда для какого-либо государства оказывается

затруднительным предоставление или дальнейшее предоставление убежища,

государства раздельно или совместно, или через Организацию

Объединенных Наций должны рассматривать в духе международной

солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом

государстве.

Ни к какому лицу не должны применяться такие меры, как отказ от

разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию,

на которой оно ищет убежище, высылка или принудительное возвращение в

какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию.

Исключение к вышеуказанному принципу может быть сделано лишь по

имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в

целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

Если какое-либо государство все же решит, что исключение из принципа,

будет оправданным, то оно должно рассмотреть вопрос о предоставлении

данному лицу на таких условиях, которые оно сочтет подходящими,

возможности переезда в другое государство - либо с помощью

предоставления временного убежища, либо иным путем.»*

В международном праве различают территориальное и дипломатическое

убежище.

Предоставление территориального убежища означает предоставление какому-

либо лицу (лицам) возможности укрыться от преследований политического

характера на территории конкретного государства.

Предоставление дипломатического убежища — это предоставление государством

такой же возможности, но в пределах дипломатического представительства,

консульского учреждения или на иностранном военном корабле, находящихся на

территории другого государства.

Следует учитывать обычный характер предоставления дипломатического

убежища. В соответствии с общим международным правом неприкосновенность

помещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а

также экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права

предоставлять в их помещениях убежище лицам, преследуемым властями

государства пребывания за правонарушения политического характера. Данное

положение получило отражение и в договорном праве. Так, в соответствии п.З

статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года

установлен запрет на

использование дипломатического представительства в целях,

*Декларация ООН «О территориальном убежище», принята на основе резолюции

Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967 года.

не совместимых с его официальными функциями. Однако дипломатическое убежище

получило весьма широкое распространение в договорной практике государств

Латинской Америки, которые в Гаванской конвенции 1928 года и Каракасской

конвенции 1954 года признали право дипломатического убежища и разработали

процедуру его предоставления. Имеются случаи предоставления такого убежища

в Европе. Так известен факт предоставления во время венгерского восстания

1956 г. дипломатического убежища посольством США католическому кардиналу

Миндсенти, а некоторым министрам временного правительства Венгрии-

посольством Югославии.

9. Заключение.

В заключении данной работы хотелось бы отметить: «полное и реальное

представление о правах и свободах человека нельзя получить, не рассматривая

их в составе правового статуса личности существующего в любом государстве

мира. Категория правового статуса личности носит собирательный,

универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы:

гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца;

вынужденного переселенца. Данная категория отражает индивидуальные

особенности человека и реальное положение его в системе многообразных

общественных отношений».

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут

быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам

юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых

случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как

определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности

личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение

статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

«Международный правовой статус личности включает в себя помимо

внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные

международным сообществом и закрепленные в международно-правовых

документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так

и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.