Рефераты. Гражданство в международном праве






отметила, что желательно, чтобы каждый из супругов смешанного

брака имел право приобрести гражданство другого супруга без утраты

гражданства происхождения; кроме того, дети, рожденные в смешанных

браках, также должны иметь право приобрести и сохранить

гражданство обоих родителей.

4. В декабре 1992 года Комитет экспертов по множественному

гражданству (КЭМГ), впоследствии переименованный в Комитет

экспертов по гражданству (КЭГ), предложил провести исследование

возможности подготовки новой, всеобъемлющей конвенции, которая

решала бы на современном уровне вопросы, касающиеся гражданства,

приемлемым для всех европейских государств образом. На основе

этого исследования в ноябре 1993 года КЭГ приступил к подготовке

проекта текста. В целях подготовки проекта конвенции рабочая

группа КЭГ собиралась в период с марта 1994 года по ноябрь 1996

года девять раз, а КЭГ в период с ноября 1993 года по июль 1996

года - пять раз. С февраля 1995 года пересмотренные КЭГ варианты

проекта текста Европейской конвенции о гражданстве публиковались,

с тем чтобы ознакомить с ним всех заинтересованных лиц и дать им

возможность высказать свои замечания.

5. В результате проделанной работы и консультаций,

проведенных с Парламентской ассамблеей, Руководящим комитетом по

правам человека (РКПЧ), Европейским комитетом по миграции (ЕКМ),

Специальным комитетом юрисконсультов по международному публичному

праву (СКЮМПП) и Комитетом экспертов по семейному праву (КЭСП), 29

ноября 1996 года Европейский комитет по правовому сотрудничеству

(ЕКПС) подготовил окончательный текст проекта Конвенции, который

был принят Комитетом министров 14 мая 1997 года, Конвенция была

открыта для подписания 7 ноября 1997 года.

b. Конвенция 1963 года и последующие изменения в Европе

6. В основу главы I Конвенции 1963 года ( 994_302 ) положена

идея, которая в то время пользовалась широким признанием во многих

западноевропейских странах, а именно идея о том, что множественное

гражданство является нежелательным и что его следует в

максимальной степени избегать. Статья 1 этой Конвенции

предусматривает, в частности, что граждане, добровольно

приобретшие другое гражданство, утрачивают свое прежнее

гражданство и, в случае отсутствия соответствующей оговорки,

лишаются права на его сохранение.

7. Тем не менее в Конвенции 1963 года ( 994_302 ) признается,

что множественное гражданство возникает, в частности, тогда, когда

гражданство другого государства-участника приобретается

автоматически или когда государство, которое не является

участником главы I Конвенции, допускает множественное гражданство

в иных случаях. Поэтому в главу II, которая может быть принята

государством-участником, даже если оно не приняло главу I,

включены положения о выполнении воинской обязанности в случаях

множественного гражданства, с тем чтобы освободить лиц с

множественным гражданством от выполнения своей воинской

обязанности более чем в одном государстве-участнике.

8. Ввиду целого ряда изменений, произошедших в Европе с 1963

года, которые перечисляются ниже, Совет Европы принял решение

пересмотреть жесткие рамки применения принципа избежания

множественного гражданства: миграция рабочей силы между

европейскими государствами, ведущая к значительному увеличению

численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно

проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими

разное гражданство, и свобода передвижения между

государствами-членами Европейского союза. Кроме того, принцип

равноправия полов означал, что супругам, имеющим разное

гражданство, следует позволить приобретать гражданство своего

супруга на одинаковых условиях и что оба супруга должны иметь

возможность передавать свое гражданство своим детям. Поэтому

Второй протокол о поправках к Конвенции 1963 года ( 994_037 )

допускает множественное гражданство в следующих трех

дополнительных случаях: мигранты второго поколения, лица,

состоящие в смешанном браке, и их дети.

9. Решение вопроса о том, чтобы позволить лицам, которые

добровольно приобрели другое гражданство, сохранить свое прежнее

гражданство, будет зависеть от конкретной ситуации в том или ином

государстве. Одни государства, особенно когда значительное число

лиц желает приобрести или приобрело их гражданство, могут считать,

что сохранение другого гражданства затруднило бы полную интеграцию

таких лиц. Другие же государства могут считать более

предпочтительным оказывать содействие приобретению их гражданства

путем предоставления лицам возможности сохранить свое гражданство

происхождения и, тем самым, ускорить их интеграцию в принимающем

государстве (например, дать возможность таким лицам сохранить

гражданство других членов семьи или содействовать их возвращению в

свою страну происхождения, если они того желают).

10. Как следствие, государствам должна быть предоставлена

возможность самим учитывать свои собственные особые обстоятельства

при определении рамок, в которых они допускают существование

множественного гражданства (см. преамбулу к настоящей Конвенции).

c. Необходимость всеобъемлющей Конвенции о гражданстве

11. С момента заключения в 1930 году Гаагской конвенции по

некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве

( 995_218 ), число международных документов, содержащих положения

о гражданстве, значительно возросло. Отсюда и необходимость свести

в единый текст новые идеи, которые возникли в результате изменений

во внутреннем законодательстве и в международном праве. Статья 14

настоящей Конвенции, таким образом, допускает множественное

гражданство для состоящих в браке лиц, имеющих разное гражданство,

и их детей. Кроме того, ряд положений, включенных в Конвенцию,

имеют целью содействовать прогрессивному развитию международного

права в области гражданства, например глава VI о правопреемстве

государств и гражданстве.

12. Если Конвенция 1963 года ( 994_302 ) касалась лишь

множественного гражданства, то настоящая Конвенция, за исключением

вопросов, связанных с коллизией правовых норм, касается всех

основных аспектов гражданства: принципов, приобретения,

сохранения, утраты, восстановления, процессуальных прав,

множественного гражданства, гражданства в контексте правопреемства

государств, воинской обязанности и сотрудничества между

государствами-участниками. Это отражено и в самом названии

"Европейская конвенция о гражданстве". Эта Конвенция не изменяет

Конвенцию 1963 года и не противоречит ей. Как следствие, обе

конвенции могут существовать одновременно. Ввиду важности этого

вопроса в статье 26 новой Конвенции ясно подтверждается эта

совместимость (см. также комментарий к статье 26).

13. Важнейшей областью, которую оказалось невозможным

включить в Конвенцию, является коллизия правовых норм, касающихся

множественного гражданства. Однако все большее число стран вместо

понятия "гражданства" используют в качестве связующего элемента в

международном частном праве понятие "постоянного проживания" (см.

также Резолюцию (72) 1 о стандартизации правовых концепций

"домициля" и "проживания"). Это позволяет устранить целый ряд

проблем, которые могут возникнуть в отношении лиц, имеющих

множественное гражданство. В этой связи следует подчеркнуть, что

понятие "постоянного проживания", используемое в Конвенции,

применяется, как правило, к лицам, которые обычно и действительно

проживают в определенном месте.

14. Проблемы, возникшие в результате демократических

изменений, происходящих в Центральной и Восточной Европе в период

с 1989 года в еще большей степени подчеркивают необходимость

принятия новой Конвенции о гражданстве. Практически всем этим

новым демократическим государствам пришлось разрабатывать новые

законы о гражданстве и иностранцах. Всеобъемлющая Конвенция Совета

Европы служит важным стандартом в этой области. Это особенно верно

в случае, когда происходит распад государства. Поэтому в настоящей

Конвенции рассматриваются такие важные вопросы, как избежание

безгражданства и права лиц, постоянно проживающих на

соответствующих территориях.

15. Настоящая Конвенция, и в частности ее статьи 4 - 6, 10 -

13 и 18 - 20, касающиеся приобретения гражданства и неграждан,

будет иметь большое значение для осуществления Рамочной конвенции

Совета Европы 1995 года о национальных меньшинствах ( 995_055 ).

Цель этой Рамочной конвенции - сформулировать правовые принципы,

которые государства обязуются соблюдать, с тем чтобы обеспечить

защиту национальных меньшинств. Например, пункт 1 статьи 4

Рамочной конвенции запрещает дискриминацию по причине

принадлежности к национальному меньшинству, то есть содержит

норму, которая усиливается статьей 5 и пунктом 1 статьи 20

настоящей Конвенции. Кроме того, настоящая Конвенция, в частности

своими статьями 4 - 7 и 18, усилит принципы некоторых соглашений,

заключенных в рамках системы Организации Объединенных Наций,

таких, как Конвенция 1961 года о сокращении безгражданства

( 995_240 ) и статья 7 Конвенции 1989 года о правах ребенка

(995_021 ).

d. Актуальность Конвенции о защите прав человека

и основных свобод

16. Конвенция о защите прав человека и основных свобод

( 995_004 ) (именуемая далее "ЕКПЧ"), применяется к каждому лицу,

подпадающему под юрисдикцию государств, являющихся ее участниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.