Рефераты. Билеты






международных экономических отношений. Это породило концепцию

международного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и

национально-правовые нормы, регулирующие международные хозяйственные

отношения', и более широкую концепцию транснационального права, включающего

все нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы границ государства,

в единую систему права'. 3 Какой бы ни была тесной связь в процессе

регулирования международных экономических отношений норм международного и

националь-'го права, они относятся к самостоятельным системам права,

основанным на своих собственных субъектах. Объединение норм, входящих в

пазные системы права, возможно лишь в каких-либо конкретных целях, например

при написании учебного курса. Бесспорно, имеет практическую ценность

совместное изложение всех норм независимо от их при-поды, которые во

взаимодействии регулируют весь комплекс международных экономических

отношений.Сложность объекта регулирования международного экономического

права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по

своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами

хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные,

таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них

имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость

специального правового регулирования, в результате чего сформировались

подотрасли международного экономического права: международное торговое

право, международное транспортное право, международное таможенное право,

международное финансовое право, международное инвестиционное право,

международное технологическое право.Каждая подотрасль представляет собой

систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное

сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они

объединяются в единую отрасль международного права - международное

экономическое право - общим объектом регулирования, общими целями и

принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического

права являются элементами других отраслей международного права: права

международных организаций, права договоров, права мирного разрешения

споров.

ВОПРОС 45 Межд.экологическое право:

Международное экологическое право - это совокупность принципов и норм,

направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов

и защиту окружающей среды от загрязнения.Негативное воздействие на

окружающую среду оказывают следующие факторы: а) нерациональное, порой

хищническое потребление, а нередко и уничтожение отдельных компонентов

природы; б) загрязнение окружающей среды; в) гонка вооружения, вооруженные

конфликты и локальные войны.Вследствие нерационального хозяйствования

бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц и других видов

животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Примерно

одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в

пустыню. Например, по сравнению с 1950 г. расходы лесоматериалов в мире

увеличились более чем в 2 раза, бумаги - в 6, воды - в 3, зерна - почти в 3

раза, а использование каменного угля в качестве топлива увеличилось в 4

раза. Также в 4 раза увеличилось производство стали. За последние 50 лет

мир потерял почти половину своего лесного массива. Чрезмерное рыболовство

привело к тому, что популяция рыб находится на грани катастрофы. Эрозия

почвы стала серьезной проблемой во многих странах мира. В США, Европе,

Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Африке сокращаются запасы воды.

Нехватка воды означает и нехватку продуктов питания. Ученые видят решение

проблемы охраны окружающей среды в создании экономики нового типа. В

частности, она включает вторичное использование сырья и возобновляемых

источников энергии, а также стабильный уровень населения.Второй фактор

негативного влияния на окружающую среду -антропогенное загрязнение ее в

результате деятельности человека. Проблемой века называют загрязнение

природы в результате выпадения кислотных дождей. Сброс в водные системы

жидких отходов уменьшает ресурсы чистой пресной воды, ведет к

биологическому обеднению всех водных ресурсов.Однако наивысшую угрозу для

человечества и для биосферы представляет ядерное оружие, радиоактивное

заражение окружающей среды.Природа и ее объекты (воздух, моря, леса,

животные, космос и т.д.) Ц являются общим достоянием человечества. В охране

и рациональном Ц использовании их заинтересовано все мировое сообщество.

Защита природы и рациональное использование ее ресурсов - глобальная

проблема современности. Основными условиями решения этой проблемы являют

ся: сохранение мира во всем мире и разоружение, доверие и взаимопонимание

между государствами; проведение всеми государствами единой политики по

отношению к природе и принятие на своей территории всех мер по ее охране, и

прежде всего развитие природоохранительного законодательства; активное

участие всех государств во всех акциях по международной защите окружающей

природы, осуществляемой в рамках Организации Объединенных Наций и на

региональной основе; разработка и принятие международных договоров по

охране конкретных компонентов природы и единого договора по охране

окружающей среды - основного источника международного экологического

права.Наиболее важной проблемой современности является убеждение государств

в необходимости вернуться к многостороннему сотрудничеству. В этой связи

принцип 7 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г.

гласит: государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях

сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы

Земли.Международные экологические проблемы должны решаться на общих

принципах и правилах сотрудничества между суверенными государствами,

подкрепляемых силой убеждения и переговорами. Региональные проблемы,

имеющие потенциальные политические последствия, могут возникнуть, когда

соседние страны совместно пользуются общими ресурсами, например,

международными реками или региональными морями. Существуют также глобальные

экологические ресурсы, такие, как атмосфера и океаны, которые должны стать

объектом многосторонних действий. В тех случаях, когда речь идет о

ресурсах, принадлежащих одной стране, но представляющих ценность для

международного сообщества, например о естественных средах обитания и редких

видах животного и растительного мира, конкретные государства имеют право

рассчитывать на международное сотрудничество в интересах сохранения общего

наследия.Все основные принципы международного права являются регуляторами

правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей

человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды

имеет свои специфические принципы .1. Окружающая среда - общая забота

человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное

сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности

охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в

различных отраслях международного права (защита прав человека,

международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д2.

Окружающая природная среда вне государственных границ является общим

достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия

национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть

задача всех государств и народов; окружающая среда не подлежит

национальному присвоению путем провозглашения на нее суверенитета,

использования, оккупации или любыми другими средствами3. Свобода

исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все

государства и международные межправительственные организации вправе без

какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную

деятельность в окружающей среде| 4. Рациональное использование окружающей

среды. Эксплуатация |природных ресурсов должна осуществляться на

максимально экономном |и устойчивом уровне. Государства обязаны

осуществлять эффективные Мероприятия по воспроизводству и возобновлению

природных ресурсов .

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании

окружающей среды. Международные проблемы, связанные с сохранением

окружающей среды, следует решать в духе сотруд. ничества всех стран, на

основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и

устранения отрицательного воздействия на окружающую среду и воспроизводство

природных ресурсов. 6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира,

развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой

Конференции ООН по правам человека 1968 г. международное сообщество

признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная

Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. также

провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом

Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между

правами человека и окружающей средой. Данный принцип закреплен также во

Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Международном пакте о

гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 6)7. Предосторожный подход к

окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной

для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба

окружающей среде. 8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает,

чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он

четко | изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно

соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности

нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Данный

принцип отражен также в Декларации ООН по праву развития 1986 г. и Венской

декларации и программе действия, принятых на Всемирной конференции ООН по

правам человека 1993 г.9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным

принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества,

технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут

влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически

исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения

нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения. 10.

Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны

предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для

предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов

окружающей среды, в частности, от радиоактивных токсичных и других вредных

веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на

практике меры11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое

государство несет политическую или материальную ответственность в рамках

своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами

международного права в области охраны окружающей среды. Помимо политической

и материальной ответственности государства несут гражданско-правовую

ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или

юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или

контролем. 12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или

иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства

в соответствии с национальным законодательством или международным правом

неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда

международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами,

государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного

разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм

международного экологического права. Источники международного

экологического права. Для эффективной согласованной природоохранительной

деятельности государств необходима правовая регламентация. В настоящее

время имеется около 500 „ международных соглашений по различным аспектам

охраны окружающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-

глобаль-j ными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты

окру|жающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы i

Земли и околоземного космического пространства и т.д.; Анализ договорной

практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно

развиваются договорные отношения на ^двусторонней и региональной основе,

направленные на регламентацию I, охраны отдельных природных объектов в

определенных районах. Пока д еще не выработана универсальная

кодификационная конвенция, которая ^охватывала бы все аспекты охраны

окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать

универсальную ; конвенцию в области охраны окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.