Рефераты. Билеты






лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых

организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее

международное право имеет существенное зачение и для регулирования

отношений частного характера: оно вы ступает в качестве инструмента

унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для

регулирования валютно-фи. нансовых отношений физических и юридических

лиц.Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об

унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции

об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).' Конвенции получили

большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не

участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических

связях действуют две системы векселей и чеков - женевская и англо-

американская.В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята

Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых

векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не

удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.Прямое

отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о

торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом

лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому

финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых

контрактов.Международные денежные расчеты издавна осуществляются в

соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация

таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом

в рамках Международной торговой палаты. Подготовленные ею своды правил

являются, по существу, единственными актами, регламентирующими

международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой

они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки.

Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии

соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в

корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее

широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для

документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.). Унифицированные

правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила

для гарантий по требованию 1992 г.. Унифицированные правила по договорным

гарантиям 1978 г.

ВОПРОС 42 Понятие межд.морского права: Международное морское право -

совокупность общепризнанных специальных принципов и норм, регламентирующих

правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них

субъектов международного права.Важнейшими из общепризнанных для этой

древнейшей отрасли права принципами являются принципы суверенного равенства

государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во

внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются

следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции

государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной

юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государств

за деятельность в Мировом океане и дрВ течение столетий правовой основой

деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи,

затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и

другие, имели место притязания феодальных властителей на неограниченный

суверенитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписывала

себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское,

Турция - на Черное море. Папские буллы 1493 и 1506 гг. разделили Атлантику

между Испанией и Португалией по линии, проходящей в 370 милях к западу от

Островов Зеленого Мыса; в конце XVIII в. развитие капитализма привело к

повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.На конфессах в

Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конференциях конца XIX - начала XX вв.

(Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.. Лондонская морская конференция

1908-1909 гг.) морские державы рассматривали отдельные вопросы морского

права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных

флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном море, на

Дунае, в Суэцком канале и др.), соглашаясь лишь на частичную регламентацию

деятельности военных флотов во время морской войны (права и обязанности

нейтральных держав во время морской войны, ограничение права захвата на

море, ограничение использования минного opy^iW и др.), добиваясь

ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение

иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и

др.). Кроме того, заключались договоры по отдельным вопросам морского

права.Большой вклад в кодификацию норм международного морского права «несли

I, II и III конференции ООН по морскому праву, международные

межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.На I конференции

ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции:"О территориальном море и

прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О

рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря" (Россия не участвует в

этой конвенции); на П конференции в 1960 г., закончившейся безрезультатно,

обсуждались вопросы щирины территориального моря; III конференция ООН (1973-

1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в

силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997

г.); 28 июля 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Соглашение подлежит толкованию и

применению вместе с частью XI Конвенции ООН по морском праву 1982 г. как

единый документ); 4 декабря 1995 г. принято Соглашение об осуществлении

положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются

сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и

управлении ими. .В качестве других источников можно назвать многочисленные

конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания

помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства,

прокладки подводных телеграфных кабелей, Антарктики, Суэцкого и Панамского

каналов. Черноморских и Балтийских проливов и др.

ВОПРОС43 Межд.космическое право: Международное космическое право

представляет собой систему основных принципов международного права,

специальных принципов и норм, определяющих основы космического

сотрудничества государств и правовой режим космического пространства,

естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.Практическое

освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли

международного космического права связывается с запуском 4 октября 1957 г.

первого советского искусственного спутника Земли. В разработке правовых

основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные

органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с

юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет

экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные

учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных

программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного

зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах

обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает

раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной

безопасности в мировом масштабеИсточниками юридических норм отрасли

являются договоры и обычаи, касающиеся космического пространства и

деятельности в нем субъектов международного права.Особое место среди

источников отрасли занимает Договор о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (далее - Договор 1967 г.),

закрепивший специальные принципы новой отрасли, определивший ее

особенности, связанные со спецификой объекта регулирования, кругом

субъектов, допускаемых к космической деятельности, в подходе к проблеме

ответственности.Договор 1967 г. определил взаимосвязь деятельности в

космосе с другими глобальными проблемами, в первую очередь - с сохранением

мира, разоружением, обеспечением экологической безопасности.| Договор

1967 г. является блестящим примером кодификации и про-|грессивного развития

международного космического права. Его положе-' ния создали правовую базу

для целого ряда институтов отрасли, полу-> чивших дальнейшую регламентацию

в последующих конкретизирующих ; источниках. К ним относятся: Соглашение о

спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,

запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. (далее -

Соглашение 1968), дополнившее ст. V Договора 1967 г.; Конвенция о

международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами

от 29 марта 1972 г. (далее - Конвенция 1972 г.), конкретизировавшая ст. VI

и УЦ Договора 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в

космическое пространство от 14 января 1975 г. (далее - Конвенция 1975 г.)

развивающая ст. VIII Договора 1967 г. и Соглашение о деятельности

государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г (далее -

Соглашение 1979 г.).Условно к источникам отрасли можно отнести отдельные

положения договоров, затрагивающих в той или иной мере космическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.