Рефераты. Билеты






деятельность: например, Московский договор о запрещении испытаний ядерного

оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. Конвенция

о запрещении использования природной среды в военных или любых иных

враждебных целях 1977 г.. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной

аварии 1986 г., уставы международных космических организаций,

многосторонние и двусторонние договоры.Для молодой отрасли характерно

наличие обычных норм; до сих пор регулируются обычным правом вход и выход

космических объектов через суверенное воздушное пространство иностранных

государств при запуске, переход на другую орбиту или при посадке,

определение верхней границы государственного суверенитета и, таким образом,

нижней границы космического пространства.Целый ряд отношений государств в

области космического сотрудничества регулируется морально-политическими

нормами, принимаемыми прежде всего в рамках международных организаций: в

1982 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила "Принципы

использования государствами искусственных спутников Земли (ИСЗ) для

международного непосредственного телевизионного вещания"; в 1992 г. принята

без голосования резолюция "Принципы использования ядерных источников

энергии в космическом пространстве"; разрабатывается проект резолюции о

принципах, касающихся международного сотрудничества в мирных целях.

Отмечается также наличие этических норм. Они упоминаются в рабочем

документе "Вопросы правового режима аэрокосмических объектов", внесенном

Россией в юридический (правовой) подкомитет Комитета Генеральной Ассамблеи

ООН по космосу в 1994 г. Так, установилась практика при пролете

космического объекта над территорией иностранного государства на высоте

менее 100 км делать уведомления о таком пролете.Объектом отрасли

международного космического права являются отношения государств, других

субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе:

установление режимов отдельных видов космического пространства,

естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов

космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметами

конкретных отношений, опре" деляемых договорами и обычаями, являются

действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например,

космическое пространство, небесные тела, их ресурсы и др.Субъектами отрасли

международного космического права являются прежде всего государства.

Поскольку космос является достоянием всего человечества, потенциально

субъектами отрасли являются государства независимо от их участия в

практическом исследовании и использовании космоса или даже их участия в

договорах отрасли. Так, в преамбуле и ст. I Договора 1967 г. отмечается

общая заинтересованность всего человечества в космическом сотрудничестве на

благо и в интересах всех стран. Тем не менее по особенностям правового

статуса в рамках отрасли различают государство регистрации космического

объекта, запускающее государство, государство, участвующее в запуске, в том

числе участвующее в проектировании, конструировании, изготовлении или

оснащении объекта, государство-эксплуатант, государство, с территории или

установки которого запускается космический объектМеждународные

межгосударственные (межправительственные) организации могут быть

участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда

большинство их государств-членов являются сторонами Договора 1967 г. и

других универсальных отраслевых договоров. Такое ограничение справедливо и

обусловлено повышенной опасностью космической деятельности, а также

необходимостью распространения на все ее виды и формы ведущих норм отрасли,

закрепленных в базовых документах, поскольку сами международные организации

к участию в договорах по космосу не приглашались.В остальном их

деятельность определяется уставными документами, предоставляющими им

достаточно широкие полномочия: они могут иметь собственные спутники,

заключать соглашения с государствами о запуске, выводе их на орбиту и

управлении ими, приобретать, арендовать или отчуждать имущество, связанное

с космической деятельностью,нести ответственность за ее

последствия.Наиболее активно участвуют в освоении космоса международные

организации системы ООН, организации, созданные строго на региональной

основе (например. Европейское космическое агентство - ЕКА, Арабская

организация спутниковой связи - АРАБСАТ) или многосторонней основе

(Международная организация спутниковой связи — ИНТЕЛСАТ, Международная

организация морской подвижной спутниковой связи - ИНМАРСАТ и др.). На

основе межгосударственных соглашений создаются неправительственные

организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой

деятельности в космосе (например, европейский концерн "Арианспейс" и др.);

однако и здесь необходимым условием допуска их к космической деятельности

является контроль и ответственность государств - участников Договора 1967 г

ВОПРОС 44 Межд.экономическое право: Международное экономическое право -

отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют

межгосударственные экономические отношения.Современные международные

экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему,

объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но

тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений.

Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для

каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к

интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба,

охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая

экономическую.Глобализация экономики - важный фактор ее развития. Но она

порождает и немало проблем. Главная состоит в том, что далеко не все

государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса.

Прежде всего это развивающиеся страны, в какой-то степени и страны с

переходной экономикой. Трудности возникают и у России: недостаток опыта

управления рыночной экономикой приводит, с одной стороны, к не всегда

оправданному освоению российского рынка иностранными товарами, а с другой -

к неспособности продвижения российских товаров, услуг, капиталов на

иностранные рынки.Развивающиеся страны, опираясь на свое большинство в ООН,

пытались изменить ситуацию и создать "новый экономический порядок",

основанный на равных возможностях участия в мирохозяйственных связях. Так,

в 1974 г. были приняты Декларация об установлении нового международного

экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей

государств (и до и после этого принимались многочислен-чые резолюции в этой

же области). Названные документы имели двойственные последствия. С одной

стороны, в них сформулированы бесспор-"ые основополагающие положения,

являющиеся общими принципами ^ждународного экономического права, но, с

другой, - они содержат божество односторонних положений, предусматривающих

специальные права и преференции развивающимся странам и не учитывающих

интересы промышленно развитых стран. В результате эти положения не приданы

мировым сообществом и остались ни к чему не обязывающими деккларациями. Все

это подтверждает, что международное экономическое право сп собно стать

эффективным инструментом управления международным экономическими связями

при обязательном соблюдении двух условий:учет законных интересов всех

государств и учет реально сложившегося положения вещей.Существенной

специфической чертой международных экономических отношений является

объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений,

обусловливающих применение различных методов и средств правовой

регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между

государствами и иными субъектами международного права (в частности, между

государствами и международными организациями) универсального,

регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими

и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые

диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими

лицами, принадлежащими иностранному государству)Международное экономическое

право регулирует лишь отношения первого уровня - межгосударственные

экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для

осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная

масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне:

физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений

имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого

государства. Особая роль принадлежит такой отрасли национального права, как

международное частное право. При этом нормы международного экономического

права играют все возрастающую роль в регулировании деятельности физических

и юридических лиц, но не прямо, а опосредованно через государство.

Государство воздействует нормами международного экономического права на

частноправовые отношения через закрепленный в национальном праве механизм

(например, в России - это п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.

7 Гражданского кодекса Российской Федерации и аналогичные нормы в других

законодательных актах).Сказанное свидетельствует о глубоком взаимодействии

двух систем права (международного и национального) в регулировании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.