Рефераты. Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования






p> Сегодня в большинстве зарубежных стран сформирована позиция, согласно которой оценка деятельности образовательных учреждений должна позволять учащимся, родителям, самим образовательным учреждениям, органам управления образованием, власти и обществу в целом иметь представление о качестве и результатах образования в определенный момент и улучшать его посредством специальных послеоценочных мер. Таким образом, «оценка» (оценивание) рассматривается как один из важных механизмов управления качеством образования.

Общепринятая модель оценки включает этапы: первый - сбор информации, показывающей, насколько хорошо функционирует система или ее отдельные элементы; второй - анализ собранной информации и определение неудовлетворительно функционирующих элементов системы; третий - попытка исправить ситуацию путем рекомендаций и осуществления конкретных мер.

Каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов. В соответствии со статьей 15, п.
3 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Реализация этой нормы невозможна без разработки соответствующих локальных актов, а также закрепления отдельных положении в уставе учебного заведения. Министерством образования Российской Федерации за последние годы издан ряд рекомендации по организации и методическому обеспечению как итоговой, так и промежуточной аттестации обучающихся, которые могут быть использованы при построении собственной системы контроля качества подготовки специалистов. Можно назвать ряд документов, которые, на наш взгляд, должны быть разработаны образовательными учреждениями для обеспечения эффективности контроля:

. положение об организации ИГА;

. программы аттестационных испытаний, критерии оценки знании, требования к выполнению выпускных квалификационных работ (ИГЛ);

. положение о промежуточной и текущей аттестации студентов;

. содержание промежуточной аттестации по семестрам и учебным годам;

. предметные программы контроля освоения ГОС СПО;

. положение о системе оценивания учебных достижений.
Эффективность функционирования системы контроля зависит прежде всего от слаженности работы педагогического коллектива, от уровне организации методической работы в учебном заведении. Каждый преподаватель дол же и не только ознакомиться с требованиями стандарта, но и абсолютно четко представлять, на каком уровне контроля и каким образом реализуются многообразные межпредметные связи, на каком уровне обобщения студент
(выпускник) должен овладеть данной дисциплиной. Именно от организационного и методического обеспечения освоения каждой конкретной учебной дисциплины и понимания места этой дисциплины в системном овладении специальностью зависит эффективность подготовки специалистов.

Основными предпосылками повышения качества выступают:
- инновации в технике, технологии, в содержании и характере профессиональной деятельности специалистов на производстве;
- инновации в функциональной системе подготовки студентов в учебном заведении;
- деятельностный подход к формированию и реализации содержания профессионального образования;
- опережающий характер развития профессионального образования по отношению к сфере труда.
Реализация идеи опережающего образования осуществляется в трех аспектах:

- опережающий уровень образования студентов по отношению к текущим проблемам производства;
- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;
- саморазвитие личности, т.е. на каждой ступени профессионального образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и развивались другие качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новую технику и технологию.

Таким образом, качество профессиональной подготовки специалистов в профессиональной школе обусловлено следующими факторами:
-качеством практической подготовки студентов;
-качеством применяемых технологий обучения и воспитания, их личностно- ориентированной направленностью на формирование творческих способностей специалиста;
-опережающим характером профессионального образования.

Данные факторы, в свою очередь, способствуют формированию таких умений и способностей будущих специалистов, как:
- умение осваивать новые перспективные технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения:
- способность ориентироваться в достижениях производства, информационная грамотность;
- профессиональная мобильность и компетентность, предприимчивость и инициативность, высокая культура труда;
- склонность и потребность в непрерывном образовании, к творчеству и профессиональному росту;
-дисциплинированность и интеллектуальная насыщенность профессиональной деятельности.

2.Анализ организации системы управления учебным процессом в период

Государственной аттестации выпускников

С целью создания условий для качественного развития личностного потенциала каждого студента педагоги – теоретики в области образования на основе существующей теории и практики модель организации учебно- воспитательного процесса. Концепция данной модели содержит следующие принципы построения учебно-воспитательного процесса:

- Гуманизация межличностных отношений участников образовательного процесса, сочетание требовательности с уважением достоинства личности, ее права на индивидуальность.

-Системный подход к организации образовательного процесса, взаимосвязь всех его компонентов на личностно-ориентированной основе.

-Демократизация образовательного процесса, предоставление студентам права выбора стратегии своего развития и деятельности.

-Личностно-деятельностный подход, включение студентов в творческую учебно-познавательную деятельность как субъектов своего личностного и профессионального развития.

Управление образовательным процессом:

-управление образовательным процессом по результатам системного мониторинга (мониторинг методики урока, качества обученности, результативности педагогической практики и т.д.);

-анализ и оценка деятельности каждого преподавателя и классного руководителя с позиций освоения и внедрения личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания, их результативности;

-предоставление возможности каждому участнику образовательного процесса реализовать себя с опорой на свои возможности и способности, склонности и интересы;

-усиление социально-защитной функции колледжа, реализация эффективных мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья студентов в учебной и внеучебной деятельности;

-развитие студенческого самоуправления, обеспечение каждому студенту возможности развивать свои социальные функции;

-развитие студенческой исследовательской деятельности;

-развитие досуговой деятельности студентов как особой формы самовыражения, приобщение студентов к культурным ценностям человечества.

Принцип основного звена управления предполагает определение администрацией учебного заведения стержневого направления работы педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, Обычно эти направления оформляются как девизы, под знаком которых организуется вся работа. Так называемые девизы формулируются в виде проблемы, типа: «Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе» и т.п.

. Чаще же эти основные направления работы сосредотачиваются на разработке педагогическим коллективом инновационных методик, современных педагогических технологий.

Что же представляет собой управленческий цикл, обеспечивающий необходимую корректировку деятельности заместителя директора по учебной работе?

Как и любая деятельность, деятельность администратора в данном случае состоит из этапов управления.

Характеристика этапов управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе.

Первым начальным этапом управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе является целеполагание. На этой этапе заместитель директора вместе с педагогическим коллективом согласованно трансформирует социальный заказ по подготовке специалиста своего учебного заведения, используя модель специалиста или квалификационную характеристику. Ориентируясь на учебный план, определяются цели и задачи учебно-воспитательной работы.

Вторым этапом является этап по выработке решения, направленного на достижение цели.

На этом этапе продолжается работа по трансформации социального заказа в учебно-воспитательном процессе учебного заведения. Уточняются важнейшие пути, направления, ведущие к реализации цели, сформулированной па первом этапе. В данном случае направлениями являются три блока целостной системы педагогического управления (см. схему 2):

- педагогическое управление педколлективом;

- педагогическое управление учебно-воспитательной работой,

- педагогическое управление методической работой.

Третьим этапом является конкретизация общего решения в виде планирования.

Целенаправленность организации учебно-воспитательного процесса во многом определяется тщательным планированием.

Именно заместитель директора по учебной работе ответственен за текущее и перспективное планирование работы всего педагогического коллектива, вплоть до утверждения индивидуальных планов работы преподавателей, за планирование непосредственно учебно-воспитательной работы в ее разнообразном проявлении, за планирование методической работы, в том числе плана работы методиста и планов работы предметных (цикловых) комиссий.

И конечно, заместитель директора, организуя деятельность педагогов, управляя ею, постоянно соотносит содержание их работы, методы и формы обучения с учебными программами, календарно-тематическими и поурочными планами.

Четвертым этапом является организация деятельности по выполнению решения.

Педагогическое управление в жизнедеятельности любого учебного заведения является стержневым. Именно в процессе его осуществления организуется как педагогическая, деятельность в целом, так и сама учебно- воспитательная, методическая работа.

Как определить содержание этих трёх составных деятельности? А оно отражено в задачах каждого блока системы педагогического управления (См, схему 5).

Так, педагогическое управление педколлективом предусматривает эффективное решение насущных проблем организации учебно-воспитательного процесса. И ставит своей задачей подбор и расстановку педагогических кадров; определение направлении работы преподавателей, её координацию, корректировку; организацию повышения квалификации преподавателей; обеспечение своевременного определения отчётной документации, её анализ; подготовку а проведение аттестации педагогических работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.