. Содержание профессиональной подготовки
. Усиление образовательной деятельности
. Качество профессионального образования
Содержание профессиональной подготовки:
-структура образовательной деятельности ОУ СПО
-содержание образовательной деятельности по реализации требований ГОС СПО в формировании основных компетенций специалиста.
Структура Таганрогского авиационного колледжа им.
В.М.Петлякова(схема1) [pic]
В ГОС СПО (Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования) изменена структура государственных требований.
В раздел «Общая характеристика специальности» введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, к которым готовится выпускник, обозначены возможности продолжения образования выпускника, введены требования к уровню подготовки абитуриента. В разделе «Требования к уровню выпускника по специальности»:
. пересмотрены общие требования к образованности выпускника; усилен позитивный воспитательный потенциал содержания образования, введены базовые компетенции, обеспечивающие готовность выпускника к жизнедеятельности в постоянно изменяющемся мире, к постоянному профессиональному самоопределению и личностному росту;
. профессионализированы требования к естественно-научной подготовке;
. унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке, в том числе в части формирования экономической, правовой, управленческой, коммуникативной и информационной культуры.
. изучается мониторинг социально-профессиональных карьер выпускников, их трудоустраиваемости на отечественных иностранных рынках труда.
Усиление образовательной деятельности
Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса
Первостепенной задачей колледжа по введению в действие новых образовательных стандартов важно было провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО направлен на решение задач, обеспечивающих:
. заданный уровень образования;
. единство содержания образования и требований к организации образовательного процесса;
. академические свободы учебного заведения и формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса;
. контроль за результативностью системы образования и качеством образования в ней.
Основная профессиональная программа по специальности разрабатывается на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (гостребования) и включает себя требования образовательного учреждения к уровню подготовки выпускника по специальности. рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочую программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации.
Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса.
В связи с введением ГОС СПО второго поколения изменились требования к качеству образования студентов колледжа. Методы решения этой проблемы содержатся в системе уровневой дифференциации. Главная ее особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям студентов: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который удовлетворяет требованиям Государственного стандарта СПО. На его основе формируется повышенный уровень овладения курсом, позволяющий студенту решать более сложные задачи, творчески подходить к проблеме. Реализация уровневого подхода требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения - модульной технологии.
Модульная технология обучения(схема2) [pic]
Предполагаемая технология обучения требует обновления материально- технической базы колледжа: компьютерные классы с локальной сетью, оснащение кабинетов и лабораторий компьютерами, необходимой видеотехникой, программными продуктами.
[pic]
Схема3
Кадровое обеспечение.
Модель внедрения ГОС СПО второго поколения
Создание модели управления качеством образования - сложная педагогическая проблема, а внедрение - важная практическая задача. Решение этой задачи видится в следующем:
. реализация новых образовательных стандартов, учебных планов, программ;
. расширение спектра образовательных услуг, повышение спроса на них;
. освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий
. создание учебных пособий силами авторских коллективов колледжа;
. формирование активной позиции по отношению к рынку труда;
. введение новых методов профессионального ориентирования;
. развитие культуры стратегического планирования и менеджмента.
Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом системы. Прежде всего, это педагогические кадры. Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Важнейшим итогом внедрения ГОС СПО в деятельность колледжа должна стать разработка подходов к непрерывному педагогическому образованию преподавателя - ключевой фигуры модернизации образования. Теоретические и организационно-практические основы управления развитием профессионализма педагога включают:
. комплексное решение проблем становления профессиональной карьеры учителя (создание в колледже ассоциации молодых педагогов, общественное объединение ветеранов труда);
. включение преподавателя в научно-методическую деятельность
(рабочие группы по реализации проектов, предметно-цикловые комиссии, научно-методический совет);
. разработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.
|Стадии |Деятельность |Деятельность студента | | |преподавателя | | |1 |2 |3 | |1.Разработка | | | |проектного | | | |задания | | | |1.1. Выбор темы |Преподаватель отбирает |Студенты обсуждают и | |проекта |возможные темы и |принимают решение по | | |предлагает их студентам |выбору темы | | |Преподаватель предлагает|Группа студентов | | |студентам совместно |совместно с | | |отобрать темы проектов |преподавателем отбирает | | | |темы и предлагает всей | | | |аудитории для обсуждения| | | | | | |Преподаватель участвует |Студенты самостоятельно | | |в обсуждении тем, |подбирают темы и | | |предложенных студентами |предлагают в группе для | | | |обсуждения | |1.2. Выделение |Преподаватель |Каждый студент выбирает | |исследовательской|предварительно вычленяет|себе тему исследования | |части в темах |исследовательскую часть |или предлагает новую | |проекта |и предлагает студентам | | | |для выбора | |
Эксперимент
Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой
| |Преподаватель |Студенты активно обсуждают и | | |принимает |предлагают варианты тем | | |участие в |исследований. Каждый студент | | |обсуждении со |выбирает одну из них для себя | | |студентами | | | |исследовательско| | | |й части проекта | | |1.3.Формирование |Преподаватель |Студенты уже определили свои темы | |творческих групп |проводит |и группируются в соответствии с | | |организационную |ними в малые команды | | |работу по | | | |объединению | | | |студентов, | | | |выбравших себе | | | |конкретные темы | | | |исследования и | | | |виды | | | |деятельности | | |1.4. Подготовка |Если проект |Отдельные студенты принимают | |материалов к |объемный, то |участие в разработке заданий. | |исследовательской|преподаватель |Вопросы для поиска ответа могут | |работе: |заранее |вырабатываться в группе с | |формулировка |разрабатывает |последующим обсуждением | |вопросов, на |задания, вопросы| | |которые нужно |для поисковой | | |ответить, отбор |деятельности и | | |литературы, |литературу | | |работа в сети | | | |Интернет с базами| | | |данных | | | |интеллектуальной | | | |собственности | | |
|1.5. Определение |Преподаватель |Студенты в группе обсуждают формы | |форм выражения |принимает |представления результата | |итогов проектной |участие в |исследовательской деятельности: | |деятельности |обсуждении |открытая защита, подготовка и | | | |выступление на СНТК | |2. Разработка |Преподаватель |Студенты осуществляют поисковую | |проекта |консультирует, |деятельность | | |координирует | | | |работу | | | |студентов, | | | |стимулирует их | | | |деятельность | | |3. Оформление |Преподаватель |Студенты оформляют результаты в | |результатов |консультирует, |соответствии с принятыми правилами | | |координирует | | | |работу | | | |студентов, | | | |стимулирует их | | | |деятельность | | |4. Презентация |Преподаватель |Студенты докладывают о результатах | |(защита проекта) |организует |своей работы | | |экспертизу | | |5. Рефлексия |Преподаватель |Студенты осуществляют рефлексию | | |оценивает свою |процесса, себя в нем с учетом оценки| | |деятельность по |других. Желательна групповая | | |педагогическому |рефлексия | | |руководству | | | |деятельностью | | | |студентов, | | | |учитывает их | | | |оценки | |
Качество профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья 7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.
Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов,
(схема4)
Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным заведением. В аспекте проблемы качества образования важным является понятие оценки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22