Рефераты. Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования






p> 1.3Требования к модели образовательного мониторинга
Модель образовательного мониторинга образовательных учреждений среднего профессионального образования (УО СПО) состоит из трёх основных составляющих:

. Содержание профессиональной подготовки

. Усиление образовательной деятельности

. Качество профессионального образования

Содержание профессиональной подготовки:

-структура образовательной деятельности ОУ СПО

-содержание образовательной деятельности по реализации требований ГОС СПО в формировании основных компетенций специалиста.

Структура Таганрогского авиационного колледжа им.

В.М.Петлякова(схема1)
[pic]

В ГОС СПО (Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования) изменена структура государственных требований.

В раздел «Общая характеристика специальности» введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, к которым готовится выпускник, обозначены возможности продолжения образования выпускника, введены требования к уровню подготовки абитуриента.
В разделе «Требования к уровню выпускника по специальности»:

. пересмотрены общие требования к образованности выпускника; усилен позитивный воспитательный потенциал содержания образования, введены базовые компетенции, обеспечивающие готовность выпускника к жизнедеятельности в постоянно изменяющемся мире, к постоянному профессиональному самоопределению и личностному росту;

. профессионализированы требования к естественно-научной подготовке;

. унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке, в том числе в части формирования экономической, правовой, управленческой, коммуникативной и информационной культуры.

. изучается мониторинг социально-профессиональных карьер выпускников, их трудоустраиваемости на отечественных иностранных рынках труда.

Усиление образовательной деятельности

Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса

Первостепенной задачей колледжа по введению в действие новых образовательных стандартов важно было провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО направлен на решение задач, обеспечивающих:

. заданный уровень образования;

. единство содержания образования и требований к организации образовательного процесса;

. академические свободы учебного заведения и формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса;

. контроль за результативностью системы образования и качеством образования в ней.

Основная профессиональная программа по специальности разрабатывается на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (гостребования) и включает себя требования образовательного учреждения к уровню подготовки выпускника по специальности. рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочую программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации.

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса.

В связи с введением ГОС СПО второго поколения изменились требования к качеству образования студентов колледжа. Методы решения этой проблемы содержатся в системе уровневой дифференциации. Главная ее особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям студентов: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который удовлетворяет требованиям Государственного стандарта СПО. На его основе формируется повышенный уровень овладения курсом, позволяющий студенту решать более сложные задачи, творчески подходить к проблеме. Реализация уровневого подхода требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения - модульной технологии.

Модульная технология обучения(схема2) [pic]

Предполагаемая технология обучения требует обновления материально- технической базы колледжа: компьютерные классы с локальной сетью, оснащение кабинетов и лабораторий компьютерами, необходимой видеотехникой, программными продуктами.

[pic]

Схема3

Кадровое обеспечение.

Модель внедрения ГОС СПО второго поколения

Создание модели управления качеством образования - сложная педагогическая проблема, а внедрение - важная практическая задача. Решение этой задачи видится в следующем:

. реализация новых образовательных стандартов, учебных планов, программ;

. расширение спектра образовательных услуг, повышение спроса на них;

. освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий

. создание учебных пособий силами авторских коллективов колледжа;

. формирование активной позиции по отношению к рынку труда;

. введение новых методов профессионального ориентирования;

. развитие культуры стратегического планирования и менеджмента.

Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом системы. Прежде всего, это педагогические кадры. Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Важнейшим итогом внедрения ГОС СПО в деятельность колледжа должна стать разработка подходов к непрерывному педагогическому образованию преподавателя - ключевой фигуры модернизации образования. Теоретические и организационно-практические основы управления развитием профессионализма педагога включают:

. комплексное решение проблем становления профессиональной карьеры учителя (создание в колледже ассоциации молодых педагогов, общественное объединение ветеранов труда);

. включение преподавателя в научно-методическую деятельность

(рабочие группы по реализации проектов, предметно-цикловые комиссии, научно-методический совет);

. разработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.

|Стадии |Деятельность |Деятельность студента |
| |преподавателя | |
|1 |2 |3 |
|1.Разработка | | |
|проектного | | |
|задания | | |
|1.1. Выбор темы |Преподаватель отбирает |Студенты обсуждают и |
|проекта |возможные темы и |принимают решение по |
| |предлагает их студентам |выбору темы |
| |Преподаватель предлагает|Группа студентов |
| |студентам совместно |совместно с |
| |отобрать темы проектов |преподавателем отбирает |
| | |темы и предлагает всей |
| | |аудитории для обсуждения|
| | | |
| |Преподаватель участвует |Студенты самостоятельно |
| |в обсуждении тем, |подбирают темы и |
| |предложенных студентами |предлагают в группе для |
| | |обсуждения |
|1.2. Выделение |Преподаватель |Каждый студент выбирает |
|исследовательской|предварительно вычленяет|себе тему исследования |
|части в темах |исследовательскую часть |или предлагает новую |
|проекта |и предлагает студентам | |
| |для выбора | |

Эксперимент

Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой

| |Преподаватель |Студенты активно обсуждают и |
| |принимает |предлагают варианты тем |
| |участие в |исследований. Каждый студент |
| |обсуждении со |выбирает одну из них для себя |
| |студентами | |
| |исследовательско| |
| |й части проекта | |
|1.3.Формирование |Преподаватель |Студенты уже определили свои темы |
|творческих групп |проводит |и группируются в соответствии с |
| |организационную |ними в малые команды |
| |работу по | |
| |объединению | |
| |студентов, | |
| |выбравших себе | |
| |конкретные темы | |
| |исследования и | |
| |виды | |
| |деятельности | |
|1.4. Подготовка |Если проект |Отдельные студенты принимают |
|материалов к |объемный, то |участие в разработке заданий. |
|исследовательской|преподаватель |Вопросы для поиска ответа могут |
|работе: |заранее |вырабатываться в группе с |
|формулировка |разрабатывает |последующим обсуждением |
|вопросов, на |задания, вопросы| |
|которые нужно |для поисковой | |
|ответить, отбор |деятельности и | |
|литературы, |литературу | |
|работа в сети | | |
|Интернет с базами| | |
|данных | | |
|интеллектуальной | | |
|собственности | | |

|1.5. Определение |Преподаватель |Студенты в группе обсуждают формы |
|форм выражения |принимает |представления результата |
|итогов проектной |участие в |исследовательской деятельности: |
|деятельности |обсуждении |открытая защита, подготовка и |
| | |выступление на СНТК |
|2. Разработка |Преподаватель |Студенты осуществляют поисковую |
|проекта |консультирует, |деятельность |
| |координирует | |
| |работу | |
| |студентов, | |
| |стимулирует их | |
| |деятельность | |
|3. Оформление |Преподаватель |Студенты оформляют результаты в |
|результатов |консультирует, |соответствии с принятыми правилами |
| |координирует | |
| |работу | |
| |студентов, | |
| |стимулирует их | |
| |деятельность | |
|4. Презентация |Преподаватель |Студенты докладывают о результатах |
|(защита проекта) |организует |своей работы |
| |экспертизу | |
|5. Рефлексия |Преподаватель |Студенты осуществляют рефлексию |
| |оценивает свою |процесса, себя в нем с учетом оценки|
| |деятельность по |других. Желательна групповая |
| |педагогическому |рефлексия |
| |руководству | |
| |деятельностью | |
| |студентов, | |
| |учитывает их | |
| |оценки | |

Качество профессионального образования.

Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья
7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.

[pic]

Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов,

(схема4)

Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным заведением.
В аспекте проблемы качества образования важным является понятие оценки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.