Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия






Характерная черта рыночных отношений в России - неуклонное возрастание конкуренции. Если в 1995 г. сильную конкуренцию ощущали примерно 28% отечественных производственных предприятий, в 1997 г. - 58% , то в 2003 году более 70%. Поэтому поддержание конкурентной среды в стране должно стать важнейшей задачей государственного регулирования экономики. В связи с этим проведение исследований конкуренции и конкурентоспособности является неотъемлемой задачей служб маркетинга любого предприятия [56, стр.24].

Надо заметить, что в современных условиях усиливающегося процесса интеграции прозорливые экономисты мира с тревогой всматриваются в первое десятилетие нового века, осознавая опасность изменения жизни мирового сообщества, глобализации мировой экономики, а, следовательно, невиданного ранее обострения конкуренции и конфликтов [75]. Таким образом, проблемы конкурентоспособности и конкуренции выходят на первый план как для национальной экономики в целом, так и для хозяйственных первичных образований - предприятий в отдельности. России нужна экономическая система, которая будет эффективна, социально справедлива, конкурентоспособна, которая обеспечит стабильное политическое, социальное и экономическое развитие страны в условиях жесткой внешней и внутренней конкуренции.


1.2. Роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия


Конкурентоспособность как многоплановая экономическая категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Например, конкурентоспособность предприятия не является его имманентным качеством, поскольку предприятие функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках национальной экономики, следовательно, конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее [23,стр.119]. В экономической теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики. По нашему мнению в условиях отечественной экономики этот термин точнее отражает следующее определение: «конкурентоспособность предприятия - комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов» [76, стр.54].

Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований - предприятий. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.

Представляется очевидным тот факт, что хозяйственный комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется стагнацией промышленного производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40% [16] и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности.

О низкой конкурентоспособности отечественных предприятий свидетельствуют, в частности следующие факты. За последние годы в России значительно сократилось количество созданных образцов новых типов машин, оборудования и аппаратов (по сравнению с 1990 г. на 30%)], среди которых лишь около 2% имеют технический уровень, превышающий мировой. В стране также наблюдается тенденция постоянного сокращения внедрения новых технологических процессов, в частности в 2002 г. их было воплощено в 5 раз меньше, чем в 1991 г. Кроме этого, по оценкам специалистов только 8-10% промышленной продукции отвечает международным требованиям [16, стр. 22-43].

В большинстве случаев отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной вследствие отсутствия сертификатов качества или же использования таких систем оценки качества товаров, которые не отвечают общепринятым в мире. Как показывает мировая рыночная практика, отсутствие сертификата ведет либо к существенному снижению цены на продукцию, либо вообще к отказу от контракта, более того, отсутствие сертификата на соответствие системы качества требованиям Международной организации по стандартизации исключает участие предприятия в тендерах на получение выгодных заказов от иностранных партнеров. Таким образом, низкое качество продукции - одна из ключевых и нерешенных проблем, формирующая, соответственно, невысокий уровень конкурентоспособности предприятий и страны.

Об отношении отечественных предприятий к проблеме качества может свидетельствовать, в частности, следующие данные. В 2002 г. был осуществлен государственный надзор территориальными органами Госстандарта на 7983 предприятиях за соблюдением стандартов, норм и правил. Установлены нарушения требований нормативных документов на 5225 предприятиях (64% от общего количества проверенных). Наибольшие нарушения зафиксированы на предприятиях Владимирской, Костромской, Самарской и Ярославской областей, где более чем на 65% проверенных предприятиях была выявлена продукция, не соответствующая нормативным требованиям [23, стр.117-125]. На предприятиях Самары этот показатель составил 75,8%. В результате были приняты следующие меры воздействия: 3237 предприятиям было запрещено выпускать 4463 партии проверенной продукции; 2437 предприятиям запрещено выпускать всю продукцию; 1656 предприятий было оштрафовано на сумму 231,62 млн. руб. [27].

И в тоже время наблюдается наплыв на российский рынок импортных товаров, вытесняющих отечественные. За 90-е годы их доля увеличилась с 18,5 до 53,2% [2], что объясняется, прежде всего, низкой конкурентоспособностью отечественного товаропроизводителя, которая является и интегральным показателем экономического могущества государства и условием его полноценного входа в мировую рыночную экономику. Благоприятные условия в экономике страны создаются исключительно за счет высокой конкурентоспособности первичного участка производственной сферы - предприятия.

В настоящее время в европейском и мировом сообществах продолжаются процессы объединения стран, введена единая валюта, осуществляется реальный переход к общей промышленной политики, снятию торговых барьеров. Глобализация производства и торговли, проявляющаяся в мобильности всех составляющих экономического процесса, развитие сотрудничества между производителями, создание системы международного подряда и общих правил поведения на рынке требуют принятия срочных мер, направленных на формирование конкурентоспособной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Именно нахождение своего места в международном разделении труда, закрепление на определенных рынках - основа стабилизации ситуации в России и последующего стабильного экономического роста. Очевидно, что в этих условиях нужны совместные усилия государства и товаропроизводителей, направленные на обеспечение конкурентоспособности отечественной экономической системы. И не случайно, что в таких странах, как США, Канада, Южная Корея и других, всегда работавших по законам мировой конкуренции, созданы национальные центры повышения конкурентоспособности, основная задача которых заключается в обеспечении ее роста на основе: формирования промышленной политики, направленной на стимулирование перспективных производств и точечную поддержку предприятий, испытывающих временные трудности; создания условий для внедрения достижений науки и техники; поддерживания инноваций [67,68].

В нашей стране наличие неполноценного нормативно-правового обеспечения, частичных институциональных преобразований, не разрешенных вопросов демонополизации промышленного производства, а также отсутствие эффективного собственника на предприятиях и использование старых методов управления не позволили создать базу для реализации поставленных целей повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с помощью промышленной политики [42,стр.51]. Отставание в данном вопросе обусловлено, прежде всего, не высоким уровнем отечественного законодательства. Так в соответствии с рейтингом журнала «Central European Economic Review» среди 26 пост коммунистических стран Европы и СССР Россия имеет показатель уровня законодательства по десятибалльной шкале равный 5,9 (лидер - Венгрия - 9,3, последнее место Таджикистан - 1,8) [42,стр.52].

К настоящему времени в России не приняты на государственном уровне широкомасштабные программы, направленные на повышение и поддержку конкурентоспособности предприятий, а имеющиеся позитивные меры можно считать единичными. В нашей стране с 1996 г. проводится Всероссийский конкурс достижений предприятий в области качества. В соответствии с Положением конкурса его задачи состоят в стимулировании предприятий, уделяющих внимание управлению качеством и в повышении их конкурентоспособности. В конкурсе 1996 г. приняли участие всего 61 предприятие из 12 регионов страны. На следующий год был объявлен второй конкурс, информация о котором была распространена на предприятиях, однако, ожидаемой активности производителей не наблюдалось, в частности по причине игнорирования этого события средствами массовой информации. Все последующие проведения указанного конкурса свидетельствует о прохладном отношении основной массы российских предприятий к проблемам качества. В стране хоть и созданы государственные организационные структуры, призванные управлять конкурентоспособностью на уровне государства, но их деятельность пока малоэффективна в процессе формирования конкурентного отечественного производителя и экономической системы страны в целом.

В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - капитала, природных и трудовых ресурсов. С развитием технического прогресса конкурентоспособность стали больше определять факторы более высокого уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.