Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия






Основными факторами конкурентоспособности предприятия как было отмечено выше, считаем: потенциальные возможности предприятия; степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией; результаты хозяйственной деятельности.

Адекватное прогнозирование конкурентоспособности предприятия базируется, прежде всего, на анализе его потенциальных возможностей и представляет собой сложную задачу, решение которой позволяет: обеспечить баланс реальных возможностей предприятия с рыночными запросами; определить основные цели и разработать эффективные стратегии их достижения; выработать основные программы производственного развития и поведения на рынке; принять компетентные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивости предприятия. В конечном итоге, потенциальные возможности предприятия, его конкурентный статус характеризуют собой предпосылки достижения им экономических результатов хозяйственной деятельности с одной стороны, и удовлетворения требований и запросов рынка с другой, на определенную временную перспективу.

Как известно, устойчивая работа отечественных предприятий осложнена нестабильностью экономической ситуации в стране, отсутствием четкой стратегии развития экономики на макро и микро уровнях. Это объясняется, прежде всего, влиянием критических событий планетарного, государственного и регионального масштабов, способных нарушить экономическое равновесие любого государства. Следовательно, одним из основных аспектов, который необходимо учитывать при прогнозировании потенциальных возможностей предприятия является нестабильность окружающей его внешней среды, имеющей следующие уровни изменения - глобальный, макро и микро уровни [91 стр.92].

Необходимость учета и анализа процессов глобального уровня при прогнозировании обоснована тем, что их воздействие в первую очередь сказывается на политических, экономических и социальных структурах страны, а это непосредственно влияет на потенциальные возможности и конкурентный статус любого предприятия функционирующего на ее рынке. К числу глобальных процессов можно отнести процессы формирования мировой банковской системы, мировой торговли, мирового рынка капиталов, мирового рынка энергоносителей (формирование мировых цен на них) и т.д.

При анализе макро уровня необходимо сформировать множество событий, состоящее из глобальных критических событий и, обусловленных ими (или внутренними процессами страны), критических событий государственного масштаба, которые окажут прямое воздействие на рыночные процессы в краткосрочной и долгосрочной перспективах. При этом следует прогнозировать изменения политических, экономических и социальных характеристик, а также возможные действия правительства по результатам воздействия этих событий. Затем нужно определить факторы рыночной среды, напрямую влияющие на субъекты рынка страны и оценить их силу проявления в зависимости от действия критических процессов и реакции на них макро уровня.

На микро уровне следует окончательно сформировать множество критических событий , получаемое в результате объединения множества событий определенных на макро уровне и обусловленных ими (или внутренними процессами региона) критических событий регионального уровня. После этого к общим внешним факторам рыночной среды, оказывающим непосредственное воздействие на предприятие, необходимо добавить специфические рыночные факторы регионального уровня. В конечном итоге, в результате исследования уровней изменения внешней среды должны быть определены все внешние факторы рыночной среды , непосредственно воздействующие на предприятие.

В связи с этим одной из важных задач предприятия является задача оценки степени адаптивности его стратегического потенциала к воздействию внешних факторов рыночной среды.

Кроме этого, с точки зрения маркетинга и, в частности, конкурентной стратегии предприятия, также крайне важно и необходимо выяснить, каким образом рыночная среда, создаваемая в той или иной стране под действием внешних факторов, влияет на появление, поддержание и изменение конкурентных преимуществ предприятий этой страны.

В исследовании этой проблемы общеизвестна заслуга М.Е. Портера, который на основе анализа статистических материалов промышленности восьми развитых стран выявил наиболее важные причины успехов и неудач их предприятий в конкурентной борьбе. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны, основу которой составляют четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду. В конечном итоге система детерминант конкурентного преимущества, находящихся во взаимодействии, создает эффект целостности, то есть, усиливает или ослабляет потенциальный уровень конкурентного преимущества предприятий этой страны.

Необходимо отметить, что в общую систему детерминант, М.Е. Портер включает как случайные события, так и действия правительства, которые могут, по его мнению, либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество предприятий [67,стр.238]. Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни предприятия, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода М. Портер относит: изобретательство; крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; всплески мирового и местного спроса; политические решения местных и зарубежных правительств; войны и другие форс-мажорные обстоятельства.

Таким образом, сказанное выше позволяет утверждать о том, что воздействие глобального, макро и микро уровней изменения внешней среды может изменить внешние рыночные факторы, которые могут повлечь за собой изменение факторов, составляющих детерминанты конкурентного преимущества страны а, следовательно, и к изменению определяемых ими конкурентных преимуществ предприятия.

В связи с этим, другой не менее важной задачей является задача, состоящая в определении чувствительности конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних факторов рыночной среды, т.е. в оценке того, насколько действие рыночного фактора благоприятно, а может быть, и не благоприятно сказывается на конкурентных преимуществах субъекта рынка.

Будем в дальнейшем определять потенциальные возможности предприятия его стратегическим потенциалом и конкурентными преимуществами. Тогда, для того чтобы спрогнозировать потенциальные возможности предприятия или его конкурентный статус необходимо, прежде всего, оценить [92; стр.44-53]: силу проявления каждого внешнего фактора рыночной среды; чувствительность конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних факторов рыночной среды; степень адаптации стратегического потенциала предприятия к воздействию этих факторов.

Заранее чрезвычайно трудно предсказать, каким образом критические события  повлияют на развитие ситуации в стране, поэтому необходимо вначале разработать множество вероятных сценариев , а далее для каждого из них  на основе оценок отдельных экспертов определить суммарную оценку силы действия  каждого внешнего фактора рыночной среды  в различные моменты времени .

Для оценки изменения силы действия внешнего фактора во времени разбиваем рассматриваемый период  на отрезки , границы которых соответствуют прогнозируемым моментам наступления критических событий из множества . Затем определяем суммарную оценку силы действия внешнего фактора рыночной среды с помощью оценок отдельных экспертов в начальный и конечный моменты каждого временного отрезка по формуле:

 , (2.35)

где:  - весовой коэффициент компетентности -го эксперта;

 - оценка силы действия -го внешнего фактора рыночной среды -ым экспертом;

 - количество экспертов;

 - начальный  или конечный  моменты каждого временного отрезка.

Точки плоскости (ось Y - оценка силы действия внешнего фактора среды ; ось X - )  и  соединяем отрезками. Построенная ломаная линия (возможны конечные разрывы в моменты наступления критических событий) будет представлять собой прогнозный график изменения силы действия внешнего фактора  во времени для определенного сценария .

Для экспертного определения величин  предлагается следующая шкала оценки силы действия внешнего фактора, содержащая пять градаций: очень слабая - 0 баллов; слабая - 1 балл; умеренная - 2 балла; высокая - 3 балла; очень высокая - 4 балла.

Далее рассмотрим порядок прогноза чувствительности конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних рыночных факторов. Обозначим множество конкурентных преимуществ как . Для оценивания чувствительности  к-го фактора конкурентных преимуществ  к воздействию l-го внешнего фактора  используем шкалу с пятью градациями: очень низкая - 0 баллов; низкая - 1 балл; умеренная - 2 балла; высокая - 3 балла; очень высокая - 4 балла. При этом оценка берется со знаком "+" если действие внешнего фактора  благоприятно сказывается на конкурентных преимуществах предприятия и со знаком «-» в противном случае.

Очевидно, что изменения конкурентных преимуществ могут происходить под действием внешних факторов в моменты изменения их силы действия, т.е. в моменты наступления критических событий. В связи с этим, суммарную оценку чувствительности конкурентных преимуществ проводим в начальные и конечные моменты каждого временного отрезка  с помощью оценок экспертов по формуле:

 , (2.36)

где:  - весовой коэффициент компетентности -го эксперта;

 – оценка -ым экспертом чувствительности -го конкурентного преимущества предприятия к воздействию i-го внешнего рыночного фактора.

Точки плоскости (ось Y - чувствительность конкурентных преимуществ ; ось X - )  и  соединяем отрезками. Построенная ломаная линия (возможны конечные разрывы в моменты изменения силы действия внешних факторов) будет представлять собой прогнозный график изменения чувствительности конкурентного преимущества  во времени к действию внешнего рыночного фактора .

В предлагаемом подходе при оценке чувствительности конкурентного преимущества предприятия предполагается что: во-первых, резкое ее изменение может наступать только в моменты ; во-вторых, при ее оценке в конце интервала  необходимо учитывать возможность ее изменения по линейному закону под действием соответствующих организационно-экономических мероприятий, проводимых предприятием.

Представляется очевидным то, что рыночные факторы могут либо усиливать, либо компенсировать действие друг друга, увеличивая или, соответственно, уменьшая при этом конкурентные преимущества предприятия. В связи с этим, обобщенную характеристику чувствительности  конкурентного преимущества  к воздействию на него рыночных факторов  можно выразить в виде средневзвешенной чувствительностей этого конкурентного преимущества к каждому из факторов по формуле:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.