Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия






9. Совершенствование маркетинговой ориентации, укрепление маркетинговой службы. Несмотря на то, что в организационной структуре управления ОАО ЗМЗ вот уже несколько лет существует отдел маркетинга, маркетинговым исследованиям на предприятии уделяется, к сожалению, недостаточное внимание. Поэтому в настоящий момент можно говорить о практическом применении на данном предприятии концепции совершенствования сбыта, которая фокусирует свои усилия на потребностях продавца. В связи с этим, основные организационные мероприятия управления конкурентоспособностью в ОАО ЗМЗ заключаются: в выделении отделу маркетинга стратегически важных функций управления; в комплектовании маркетинговой службы специалистами в области маркетинга; обеспечение маркетинговой службы необходимым техническим и методическим обеспечением. Первоочередными задачами этого отдела являются следующие задачи:

совершенствование организационных форм и методов маркетинговых исследований;

исследование потребностей и конъюнктуры рынков, сегментирование рынков, расширение зон стратегического хозяйствования;

изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров и повышению адаптации и конкурентных преимуществ;

разработка нормативов конкурентоспособности продукции и предприятия, а также методик количественной оценки и прогнозирования ее уровня;

оценка и анализ стратегического потенциала, стратегических ресурсов, конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции, а также координация работ по формированию и реализации организационно-экономических мероприятий повышения конкурентоспособности;

мониторинг в режиме реального времени внешних и внутренних факторов конкурентоспособности, формирование рациональных стратегий управления предприятием на основе прогнозирования сценариев развития внутренней и внешней среды предприятия;

анализ и прогнозирование рыночной цены, осуществление эффективной рекламной деятельности предприятия.

Совершенствование маркетинговой ориентации в системе управления предприятием подразумевает реорганизацию организационной структуры управления, заключающуюся в перераспределении управленческих функций между службами предприятия и в выделении отделу маркетинга стратегически важных функций управления. При этом все ресурсы предприятия должны рассматриваться с позиции обеспечения выполнения маркетингового плана. Работы по формированию производственного плана, управлению персоналом, финансовому анализу и т.п. должны проводиться в целях обеспечения и контроля выполнения маркетингового плана предприятия. Отдел маркетинга должен не только использовать информацию, поступающую из других подразделений, но и обеспечивать информационную поддержку последних при составлении их собственных планов.

10. Совершенствование информационного обеспечения управления конкурентоспособностью предприятия. Реализация стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия требует кардинальных преобразований связанных с внедрением информационных технологий. Применительно к условиям ОАО «ЗМЗ» данный блок ОЭМ управления конкурентоспособностью представлен следующими компонентами: разработка сквозной интегрированной системы управления для решения задач менеджмента, проектирования и производства; создание единой интегрированной системы планирования, нормирования и учета затрат; разработка единой информационной модели бухгалтерского, управленческого и налогового учета; разработка автоматизированной системы «Управление стоимостью»; создание информационных систем «Быстрый маркетинг» и «Управление финансами»; разработка компьютерной системы управления качеством продукции; внедрение передовых информационных технологий и современных средств связи; создание АРМ в инженерно-экономических службах предприятия и его производственных подразделениях; техническая поддержка информационного обеспечения внутрифирменного управления конкурентоспособностью.

В конечном итоге, речь идет о переходе на компьютерные технологии, позволяющие объединить в единое информационное поле основные службы предприятия, с дальнейшим подключением в сеть практически всех его подразделений, т.е. о создании информационной модели предприятия, комплексно отражающей все хозяйственные операции и объекты в них участвующие, а также все многообразие их взаимосвязей.

11. Техническое и технологическое перевооружение и модернизация предприятия, внедрение прогрессивных технологических процессов.

Внедрение систем управления качеством и производство конкурентоспособной продукции не возможно без решения задач технического и технологического перевооружения и модернизации предприятия, без внедрения новых прогрессивных технологических процессов. Для ОАО «ЗМЗ» решение такого рода задач как никогда актуально и объясняется следующим фактом – на предприятии более 50% имеющегося оборудования и станков имеют срок эксплуатации, превышающий 15 лет, а выделение собственных средств на производственное развитие не является приоритетным. В этой ситуации данный блок управления конкурентоспособностью представлен следующими компонентами: разработка комплексного плана поэтапного технического и технологического перевооружения производства; активизация внутреннего и привлечение внешнего инвестирования с целью решения данной задачи.

12. Разработка мероприятий, направленных на эффективное использование производственных и финансовых ресурсов. В настоящее время сокращение издержек производства и эффективное использование производственных и финансовых ресурсов предприятия – стратегическое направление развития ОАО «ЗМЗ». Основными элементами данного блока управления являются: формирование планов снижения себестоимости продукции и расходования производственных средств с закреплением ответственности служб предприятия за их выполнение; внедрение системы планирования, нормирования и учета затрат по всему циклу производства; внедрение системы управления качеством продукции и т. д.

Таким образом, изложенная выше принципиальная блок-схема ОЭМ поддержки управления конкурентоспособностью предприятия и внедренная в ОАО «ЗМЗ», представляет собой совокупность комплексных действий позволяющих: перестроить всю систему управления; задействовать внутренние ресурсы предприятия; создать в структурных подразделениях постоянное стремление к повышению конкурентоспособности; повысить конкурентоспособность предприятия и укрепить его позиции на рынке. Безусловно, данная схема, учитывая сложность и многоаспектность проблемы конкурентоспособности предприятия, не отражает с высокой степенью детализации всю гамму организационно-экономических и других методов решения этой задачи. Однако, как показывает опыт ОАО «ЗМЗ», такая структуризация позволяет осуществить системный и целенаправленный поиск путей сопряжения всех компонентов организационно-экономического обеспечения менеджмента предприятия с целью концентрации усилий и управляющего воздействия на факторы, определяющие потенциал предприятия способный обеспечить повышение его конкурентоспособности и устойчивости в рыночной среде.


3.3. Подготовка и принятие управленческих решений с учетом методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия


1)Теоретические основы, 2)методы управления, а также 3)информационное обеспечение и организация работ по управлению конкурентоспособностью предприятия изложены соответственно в первой и второй главах и в разделах 3.1 и 3.2 данной работы. Процесс подготовки и принятия управленческих решений на основе оценки и анализа конкурентоспособности предприятия проведен для ОАО «ЗМЗ», организационная структура управления службы маркетинга которого приведена на рисунке 3.9.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением ОАО НГМЗ, подчиняется заместителю директора по маркетингу и возглавляется начальником отдела, который назначается и освобождается от должности директором предприятия по представлению заместителя директора по маркетингу. Согласно «Положению об отделе маркетинга ОАО НГМЗ» основная его функция состоит в управлении конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой им продукции. В соответствии с этим же положением координация работ по управлению конкурентоспособностью возложена на «Аналитическую службу управления конкурентоспособностью продукции и предприятия» (см. рисунок 3.9) и включает решение следующих основных задач:



разработка тактических и стратегических программ маркетингового управления предприятием, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью выпускаемой продукции;

исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований покупателями;

исследование факторов, определяющих конъюнктуру рынка, структуру и динамику потребительского спроса на продукцию ОАО «ЗМЗ» и конкурентов;

ориентация разработчиков продукции и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

сегментация рынков и расширение зон стратегического хозяйствования;

изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, повышению адаптации и конкурентных преимуществ;

разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и контроль над их выполнением;

внедрение методик количественной оценки уровней конкурентоспособности продукции и предприятия;

прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции;

анализ стратегического потенциала, ресурсов, результатов хозяйственной деятельности, требований рынка и степени их удовлетворения;

оценка и анализ конкурентоспособности предприятия и продукции, а также координация работ по формированию и реализации организационно-экономических мероприятий ее повышения;

мониторинг в режиме реального времени внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия;

формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных маркетинговых стратегий управления конкурентоспособностью предприятия и продукции на основе прогнозирования различных сценариев развития внутренней и внешней среды предприятия;

анализ и прогнозирование рыночной цены;

осуществление эффективной рекламной деятельности предприятия и стимулирование сбыта продукции.

В настоящее время основные цели предприятия состоят в получении конкурентных преимуществ по следующим направлениям: диверсификация основного производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции; дифференциация продукции. К текущему моменту руководство ОАО «ЗМЗ» последовательно реализовывало следующий план развития предприятия: внедрение новых технологических решений за счет модернизации основного производства; снижение основных норм расходования сырья и энергоресурсов на единицу продукции; ежемесячное увеличение объема производства и снижение условно-постоянных расходов; поэтапное уменьшение бартерных сделок; реструктуризация акционерного общества, освобождение себестоимости продукции от непроизводственных затрат; уменьшение прямых затрат на приобретение основных видов сырья и энергоресурсов, а также обеспечение предприятия более дешевым сырьем за счет проплат денежными средствами; пополнение оборотных средств предприятия для приобретения стратегически важных видов сырья. Все перечисленные мероприятия в конечном итоге ориентированы на увеличение объема операций за денежные средства и расширение рынков сбыта, как в России, так и в странах СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.