Здесь: - год с порядковым номером i; - значение
фактора конкурентоспособности предприятия в -ом году.
В частности, для
полиномиальных кривых роста метод наименьших квадратов приводит к системе нормальных
уравнений для определения неизвестных коэффициентов-параметров этих кривых. Для
полинома первой степени система
нормальных уравнений имеет вид:
. (2.43)
Аналогичная
система для полинома второй степени имеет вид:
. (2.44)
При
прогнозировании в ситуации изменения внешних условий, когда наиболее важными
являются последние реализации исследуемого процесса, наиболее эффективными
оказываются адаптивные методы прогнозирования, учитывающие не равноценность
уровней временного ряда. В такой ситуации для прогнозирования факторов
конкурентоспособности предприятия можно использовать адаптационную модель
Брауна, представляющую процесс развития как линейную тенденцию с постоянно
изменяющимися параметрами и модифицированную для рассматриваемого случая. Этапы
модифицированной модели Брауна следующие.
Этап 1. По первым
пяти точкам временного ряда оцениваем начальные значения А0 и А1 параметров
модели с помощью метода наименьших квадратов для линейной аппроксимации:
(t=1, 2, …, 5). (2.45)
Этап 2. С
использованием параметров А0 и А1 по модели Брауна находим прогноз на один шаг
(k=1):
. (2.46)
Этап 3. Расчетное
значение экономического
показателя сравниваем с фактическим и вычисляем величину их расхождения (ошибки). При
k=1 имеем:
. (2.47)
Этап 4. В
соответствии с этой величиной корректируем параметры модели. В модели Брауна
модификацию осуществляем следующим образом:
(2.48)
где: - коэффициент дисконтирования
данных, изменяющийся в пределах от 0 до 1 (), характеризующий обесценение данных за единицу
времени и отражающий степень доверия более поздним наблюдениям.
Оптимальное
значение находим
итеративным путем, т.е. многократным построением модели при разных и выбором наилучшей, либо по
формуле:
, (2.49)
где: N – длина временного ряда;
- параметр сглаживания ();
- ошибка прогнозирования уровня , вычисленная в момент времени (t-1) на один шаг вперед.
Этап 5. По модели
со скорректированными параметрами А0 и А1 находим прогноз на следующий момент
времени. Возвращаемся в пункт 3, если t<N. При t=N, используем построенную модель для прогноза на будущее.
Этап 6.
Интервальный прогноз строим как для линейной модели кривой роста.
В целом
предложенные методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия
позволяют:
- проводить в
рамках одного сценария развития внешней рыночной среды расчет и анализ
показателя потенциальных возможностей предприятия, обеспечивая при этом
возможность выявления момента времени крайне благоприятного (или не
благоприятного) состояния этой среды для последующей разработки плана
проведения организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение
конкурентоспособности;
- выявлять самый
худший (или лучший) сценарий развития внешней рыночной среды с точки зрения
потенциальных возможностей предприятия;
-
сравнивать потенциальные возможности предприятий-конкурентов;
- осуществлять
прогноз степени удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией
и проводить ее сравнительный анализ с соответствующими уровнями конкурентов с
целью разработки организационно-экономических и маркетинговых мероприятий,
направленных на изучение потребностей рынка с целью их удовлетворения;
- осуществлять
прогноз уровня результатов хозяйственной деятельности предприятия и проводить
его сравнительный анализ с аналогичными показателями конкурентов с целью разработки
организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение
ресурсосбережения и финансового положения предприятия;
- осуществлять
прогноз уровня конкурентоспособности предприятия и проводить его сравнительный
анализ с соответствующими показателями конкурентов.
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Исследования, проведенные во второй главе, позволили получить следующие
научные результаты:
1. Установлено, что в большинстве научных публикаций
конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью
продукции. Однако понятие конкурентоспособности предприятия многомернее и
включает конкурентоспособность продукции как одну из своих составляющих.
2. Проведен анализ методов количественной оценки и анализа
конкурентоспособности предприятия, позволивший:
- установить, что и в России и за рубежом не разработаны ни
общепринятое понятие конкурентоспособности предприятия и продукции, ни единая
номенклатура показателей конкурентоспособности, ни общие методы объединения
этих показателей в один интегральный количественный показатель, что создает
проблемы при оценке и управлении конкурентоспособностью;
- обосновать необходимость применения экспертных методов при оценке
конкурентоспособности предприятия.
3. Разработана с использованием экспертного подхода модель
количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Предложены и
обоснованы факторы конкурентоспособности предприятия, а также переменные для их
измерения.