Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия






 . (2.37)

Тогда прогнозируемый показатель конкурентного преимущества предприятия  в момент времени  для рассматриваемого сценария  можно представить в следующем виде:

 , (2.38)

где:  - коэффициент значимости -го конкурентного преимущества предприятия (определяется экспертно).

Суммарную прогнозную оценку адаптивности  стратегического потенциала к воздействию i-го внешнего рыночного фактора выполняем, как и ранее, в начальные и конечные моменты каждого из временных интервалов  с помощью оценок отдельных экспертов по формуле:

 , (2.39)

где:  - весовой коэффициент компетентности -го эксперта;

 - оценка-ым экспертом адаптивности стратегического потенциала предприятия к воздействию i-го внешнего фактора.

Точки плоскости (ось Y - адаптивность стратегического потенциала ; ось X - )  и  соединяем отрезками. Получаем прогнозный график изменения адаптивности стратегического потенциала во времени под действием внешнего рыночного фактора . График адаптивности может иметь конечные разрывы в моменты наступления критических событий.

В процессе экспертной оценки адаптивности в конце временного интервала  необходимо учитывать возможность ее линейного изменения в результате действия организационно-экономических мероприятий, проводимых предприятием с целью повышения стратегического потенциала.

В качестве обобщающей характеристики адаптивности стратегического потенциала предприятия  к воздействию всех внешних рыночных факторов в момент времени  в рассматриваемом сценарии предлагается показатель, вычисляемый по формуле:

 , (2.40)

где:  - весовой коэффициент адаптивности стратегического потенциала предприятия к воздействию -го внешнего рыночного фактора, вычисляемый по формуле

 . (2.41)

Полученные результаты являются основой для решения задачи прогнозирования потенциальных возможностей предприятия  в различные моменты времени для рассматриваемого сценария. В качестве числовой прогнозной характеристики предлагается показатель, вычисляемый по формуле:

 . (2.42)

Прогнозирование показателя потенциальных возможностей предприятия по формуле (2.42) позволяет учесть силу влияния всей совокупности внешних рыночных факторов, а также чувствительность конкурентных преимуществ и его адаптивность к воздействию этих факторов. Анализ показателя  следует проводить отдельно для каждого сценария развития внешней среды.

Главная проблема прогнозирования потенциальных возможностей предприятия на основе экспертных методов кроется в более общей проблеме, не до конца решенной зарубежными и отечественными научными исследованиями и заключающейся в том, что экспертные оценки субъективны, и не всегда можно на их основе получить ожидаемый положительный эффект. Например, созданная структура по прогнозированию может не справляться с поставленными перед ней задачами из-за несоответствия квалификации исполнителей сложности реальной ситуации. Однако эта проблема может быть достаточно эффективно преодолена, если при создании группы по прогнозированию использовать одну из адаптивных структур управления - в частности, матричную [93].

Как было сказано выше, результаты хозяйственной деятельности предприятия предлагается оценивать в самом общем случае комплексным показателем продуктивности использования ресурсов предприятия, а степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией - либо с помощью показателя конкурентоспособной товарной массы проданной продукции на рынке, либо с помощью обобщенного показателя изменения степени удовлетворения требований рынка, полученного на базе показателей, отражающих динамику объемов продаж продукции. В самом общем случае последние факторы конкурентоспособности формируются под воздействием большого количества внешних и внутренних факторов, которые, как правило, невозможно выделить, либо по которым отсутствует информация. В такой ситуации ход изменения рассматриваемых показателей можно связывать не с факторами, а с течением времени, что приводит к образованию одномерных временных рядов [94].

Учитывая сказанное, предлагается прогнозировать оставшиеся факторы конкурентоспособности предприятия методом экстраполяции на основе кривых роста экономической динамики при условии выполнения двух принципиальных положений [94]: временной ряд показателя имеет тренд, т.е. преобладающую тенденцию; общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений в течение периода упреждения. Процедура прогнозирования осуществляется последовательностью следующих шагов:

- предварительный анализ данных;

- решение проблемы выбора вида кривой роста для конкретного временного ряда с помощью метода конечных разностей или метода характеристики прироста;

- определение параметров отобранных кривых роста с помощью метода наименьших квадратов или приближенных методов вычислений (метод трех точек, метод трех сумм и т.д.);

- определение адекватности моделей, оценка точности адекватных трендовых моделей и выбор лучшей из них ;

- получение точечного и интервального прогнозов и верификация прогноза .

Определение вида кривой роста осуществляется на основе матрицы исходных данных составляемой по следующей форме:


1

2

3

…..

n-1

n

…..


Здесь:  - год с порядковым номером i;  - значение фактора конкурентоспособности предприятия в -ом году.

В частности, для полиномиальных кривых роста метод наименьших квадратов приводит к системе нормальных уравнений для определения неизвестных коэффициентов-параметров этих кривых. Для полинома первой степени  система нормальных уравнений имеет вид:

 . (2.43)

Аналогичная система для полинома второй степени  имеет вид:

 . (2.44)

При прогнозировании в ситуации изменения внешних условий, когда наиболее важными являются последние реализации исследуемого процесса, наиболее эффективными оказываются адаптивные методы прогнозирования, учитывающие не равноценность уровней временного ряда. В такой ситуации для прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия можно использовать адаптационную модель Брауна, представляющую процесс развития как линейную тенденцию с постоянно изменяющимися параметрами и модифицированную для рассматриваемого случая. Этапы модифицированной модели Брауна следующие.

Этап 1. По первым пяти точкам временного ряда оцениваем начальные значения А0 и А1 параметров модели с помощью метода наименьших квадратов для линейной аппроксимации:

  (t=1, 2, …, 5). (2.45)

Этап 2. С использованием параметров А0 и А1 по модели Брауна находим прогноз на один шаг (k=1):

 . (2.46)

Этап 3. Расчетное значение  экономического показателя сравниваем с фактическим  и вычисляем величину их расхождения (ошибки). При k=1 имеем:

 . (2.47)

Этап 4. В соответствии с этой величиной корректируем параметры модели. В модели Брауна модификацию осуществляем следующим образом:

   (2.48)

где:  - коэффициент дисконтирования данных, изменяющийся в пределах от 0 до 1 (), характеризующий обесценение данных за единицу времени и отражающий степень доверия более поздним наблюдениям.

Оптимальное значение  находим итеративным путем, т.е. многократным построением модели при разных  и выбором наилучшей, либо по формуле:

 , (2.49)

где: N – длина временного ряда;

 - параметр сглаживания ();

 - ошибка прогнозирования уровня , вычисленная в момент времени (t-1) на один шаг вперед.

Этап 5. По модели со скорректированными параметрами А0 и А1 находим прогноз на следующий момент времени. Возвращаемся в пункт 3, если t<N. При t=N, используем построенную модель для прогноза на будущее.

Этап 6. Интервальный прогноз строим как для линейной модели кривой роста.

В целом предложенные методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия позволяют:

- проводить в рамках одного сценария развития внешней рыночной среды расчет и анализ показателя потенциальных возможностей предприятия, обеспечивая при этом возможность выявления момента времени крайне благоприятного (или не благоприятного) состояния этой среды для последующей разработки плана проведения организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;

- выявлять самый худший (или лучший) сценарий развития внешней рыночной среды с точки зрения потенциальных возможностей предприятия;

- сравнивать потенциальные возможности предприятий-конкурентов;

- осуществлять прогноз степени удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией и проводить ее сравнительный анализ с соответствующими уровнями конкурентов с целью разработки организационно-экономических и маркетинговых мероприятий, направленных на изучение потребностей рынка с целью их удовлетворения;

- осуществлять прогноз уровня результатов хозяйственной деятельности предприятия и проводить его сравнительный анализ с аналогичными показателями конкурентов с целью разработки организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение ресурсосбережения и финансового положения предприятия;

- осуществлять прогноз уровня конкурентоспособности предприятия и проводить его сравнительный анализ с соответствующими показателями конкурентов.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Исследования, проведенные во второй главе, позволили получить следующие научные результаты:

1. Установлено, что в большинстве научных публикаций конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью продукции. Однако понятие конкурентоспособности предприятия многомернее и включает конкурентоспособность продукции как одну из своих составляющих.

2. Проведен анализ методов количественной оценки и анализа конкурентоспособности предприятия, позволивший:

- установить, что и в России и за рубежом не разработаны ни общепринятое понятие конкурентоспособности предприятия и продукции, ни единая номенклатура показателей конкурентоспособности, ни общие методы объединения этих показателей в один интегральный количественный показатель, что создает проблемы при оценке и управлении конкурентоспособностью;

- обосновать необходимость применения экспертных методов при оценке конкурентоспособности предприятия.

3. Разработана с использованием экспертного подхода модель количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Предложены и обоснованы факторы конкурентоспособности предприятия, а также переменные для их измерения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.