Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия






2. Спроектирована база данных информационного обеспечения оценки уровня конкурентоспособности предприятия, сформулированы концептуальная модель предметной области задачи и логическая модель базы данных;

3. Разработаны основные процессы информационного обеспечения управления конкурентоспособностью предприятия в рамках подсистемы маркетинга информационной системы управления предприятием;

4. Проведена количественная оценка групповых и интегральных показателей конкурентоспособности, а также выполнено прогнозирование уровня конкурентоспособности и ее факторов для ОАО «ЗМЗ»;

5. Разработан организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью, а также сформированы и реализованы первоочередные мероприятия повышения конкурентоспособности ОАО «ЗМЗ».

6. Установлена в процессе исследования ОАО «ЗМЗ» квадратичная зависимость объема финансовых средств выделяемых на улучшение факторов конкурентоспособности предприятия от процента повышения уровней этих факторов и на этой основе разработана модель оптимального их распределения, позволяющая повысить конкурентоспособность предприятия в целом.

7. Реализация в 2003г. мероприятий повышения конкурентоспособности и модели оптимального распределения финансовых средств позволило повысить интегральный показатель конкурентоспособности ОАО «ЗМЗ» на 20%, по сравнению с прогнозным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теоретические и прикладные разработки, касающиеся анализа экономического состояния отечественных предприятий, убедительно подтверждают вывод о том, что рыночные отношения требуют усиления экономических методов хозяйственного руководства и разработки новых методов управления конкурентоспособностью предприятия. В диссертационной работе в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие результаты.

1. В условиях экономики переходного периода сложность и особенность управления предприятием обусловлены резким обострением конкуренции и конфликтов, вызванных высокой степенью глобализации и интеграции мировой экономики. Наряду с этим, проведенный анализ научной литературы позволил установить факт крайне низкой конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции на мировых и внутренних рынках, что является одним из факторов снижения экономической безопасности как государства в целом, так и предприятий в частности. Данное обстоятельство объясняет необходимость разработки соответствующих моделей и методов количественной оценки уровня конкурентоспособности, а также организационно-экономических мероприятий направленных на ее повышение.

2. Анализ методов количественной оценки конкурентоспособности предприятия и особенностей их применения позволил:

- установить факт того, что на сегодняшний день в России и за рубежом не разработаны ни общепринятое понятие конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции, ни единая номенклатура показателей конкурентоспособности, ни общие методические подходы объединения этих показателей в один интегральный количественный показатель, что в конечном итоге создает проблемы при оценке конкурентоспособности;

- обосновать применение экспертных методов при ее оценке.

3. Разработана на основе экспертного подхода модель количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, основными факторами которой являются: потенциальные возможности предприятия, определяемые его адаптивностью и конкурентными преимуществами; степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией, определяемая показателем конкурентоспособности товарной массы; результаты хозяйственной деятельности, отражающие продуктивность использования ресурсов и финансовое положение предприятия.

4. В процессе исследования ОАО «ЗМЗ» установлена квадратичная функциональная зависимость объема финансовых средств, выделяемых на улучшение факторов конкурентоспособности предприятия, от процента повышения уровней этих факторов в результате использования данных средств, что позволило разработать модель оптимального распределения финансовых средств предприятия, реализация которой повысила эффективность использования производственных ресурсов предприятия.

5. Разработан на основе экспертного подхода метод прогнозирования потенциальных возможностей предприятия как фактора конкурентоспособности в условиях воздействия внешней рыночной среды.

7. Предложены адаптационные методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия.

8. Разработанный автором комплекс задач по оценке, анализу и прогнозированию конкурентоспособности предприятия позволил разработать методы подготовки и принятия управленческих решений в системе маркетинга предприятия, дающие возможность: комплексно изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка и рыночный спрос; реально оценивать возможности предприятия по повышению своей конкурентоспособности; разрабатывать стратегию маркетинговой деятельности предприятия; разрабатывать организационно-экономические мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности.

Разработанные методы и модели составили основной научный результат диссертации.

На примере ОАО «Заволжский машиностроительный завод» рассмотрен и проанализирован процесс получения основных показателей конкурентоспособности предприятия, на базе которых разработан организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью, а также, сформированы и реализованы первоочередные мероприятия повышения конкурентоспособности ОАО «ЗМЗ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                 Андрианов В.С. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Экономист. 1997. №10 В.

2.                 Андрианов В.С. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность /Международная жизнь, - 2000. - №8-9.

3.                 Анненков М.Е. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №3. -С.54-71.

4.                 Бобрышев Д.К. Конкурентоспособность – стратегическая цель фирмы //Проблемы технологии, управления и экономики /Под общ. ред. Панкова В.А. - Ч.1. – Н.Новгород, 2002. – С.158-160.

5.                 Брылеева В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке. Ставрополь.:Изд.центр «Развитие». 1994.

6.                 Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. №5. С.46-50

7.                 Валдайцев С.В. Альтернативные направления инновационной стратегии фирмы и минимизации инновационных рисков. // Вестник МГУ. 1996 .Серия 5. Экономика. Вып.2.

8.                 Вигдорчик Е., Нещадин А., Липсиц И. И др. Пути повышения конкурентоспособности предприятий. // Экономист. 1998. №11.

9.                 Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация /Монография. – Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета, 2000. – 315 с.

10.Воронкова А., Поддержка конкурентоспособности предприятия //ЭКО - 2001. - №3-4. - С.102-103.

11.Воронов А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий //Машиностроитель. - 2000. - №12. С. - 27-29.

12.Вютрих Х.А., Винтер В.Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

13.Гайворонский А Конкуренция : проблемы формирования в переходной экономике // Бизнес информ. 1997. № 3.

14.Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-мезо- и макроуровневых измерениях.//РЭЖ. 1998. №3. С.68-80.

15.Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. 1997.

16.Глазьев С.Ю.Глобальный вызов III тысячелетия и перспективы развития российской экономики. На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М.:1996. .

17. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения //Маркетинг. – 1999. - № 2. - С.56-64.

18.Горбач Е. Ресурс конкурентоспособности орудий труда //Бизнес-информ. - 1999. - №13-14. - С.146-147.

20. Бондаренков А.П., Оценка конкурентного статуса предприятия /2-я междунар. конф. студентов и молодых ученых «Экономика и маркетинг в ХХI веке». Н.Новгород, 2003. - С.20-21.

21.Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПБ.: СПБУЭиФ. 1994.

22.Гурков П., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции/Маркетинг. 1997.№3. С.20-27

23.Динес В.А., Яшин Н.С. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции.// Проблемы экономической истории и теории. Саратов: СГУ.1999.С.117-125.

24. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – 128 с.

25.Захарченко В.И. Конкурентоспособность станкостроительной продукции //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №5. - С.76-85.

26.Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий //Машиностроитель. - 2001. - №11. С. - 13-17.

27. Едренкина Э.В. Качество как фактор повышения конкурентоспособности //Интернет. - http://www.marketing.spb.ru/conf/9/42.htm.

28. Еферин В.П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. М.: Домодедово. 1996.

29.Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг. // Российский экономический журнал. 1995 .№12.

30.3авьялов П.П.Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран // Маркетинг. 1996. №2. С.20-32.

31. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала.//Маркетинг. 1999. №6. С.35-40

32.Иовчук С.М. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке. М.:2000.

 33.Иванов Ю.Б., Сохацкая А.В. Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции легкой промышленности //ЭКО - 2000. - №2(8). - С.29-35.

34. Коман С., SWOT-анализ как база для оценки конкурентоспособности предприятия /2-я междунар. конф. студентов и молодых ученых "Экономика и маркетинг в ХХI веке". Н.Новгород, С.83-84.

35. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №3. - С.45-59.

36.Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. №1. С.38-48.

37.Костин И.М., Фасхиев Х.А. Измерение конкурентоспособности предприятий //Тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. "Менеджмент организации ХХI века". - Наб. Челны: КамПИ, 2001. - С. 115-117.

38.Красильников Б.В. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий Кузбасса на внутреннем рынке. Кемерово. 1995.

39.Конкурентоспособность России в мировой экономике // БИКИ. 1997.№ 105.

40.Конкурентоспособность российской промышленности. // Доклад. Подготовлен Липсиц И.В. и др. М.: Агенетво «Информат». 1996.

41.Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. №1373. //Собр. постановлений Правительства РФ. 1998. №1-2.

42.Кузин Д.В. Российская экономика на мировом рынке: проблемы конкурентоспособности. // Общество и экономика. 1993 . № 3-4.

43.Куликов Г. Факторы народнохозяйственной конкурентоспособности японской экономики//РЭЖ. 1998. №1. С.78.

44. Кутин А.А., Ползунова Н.Н. Модель взаимосвязи конкурентоспособности станкостроительной продукции и методов управления предприятием //Вестник машиностроения. - 2001. - №2. - С. 41-44.

45. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука. 1996

46.Литвиненко B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продук­ции. // Стандарты и качество. 2000. №1.

47.Макалов Г.Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия. Тольятти, 2000

48.Максимова И.Н. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции.//Маркетинг. 1996.№3.

49.Малаева Т. Оценка конкурентоспособности фирмы //Бизнес-Информ. -1999. - №17-18. - С. 115-118.

50. Маренич А., Астахова И. Управление конкурентоспособностью предприятия // Бизнес информ. 1996. №5.

51.Меры и программы по поддержке конкурентоспособности национальных производителей в США и Канаде.// Внешняя торговля. 1996. №5.

52.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело.1998. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - №2. – С. 44-57.

53.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд.- М.:ИНФРА-М,1999

54.Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности// РИСК. 1998. №5-6. С.82-86

55.Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М. 1993 г.

56. Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы //Маркетинг. – 2002. - №6. - С.22-34.

57.Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке //Интернет. - http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm.

58.Обеспечение доходности предприятия. // Добровенский B.C., Шевелев В. А.и др. М.:

59.Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПБ.: СПбУЭиФ.1996..

60.Олейник И.С. Конкурентоспособное предприятие. Обнинск.: «БИ» 1995.

61.Петров В. Конкурентоспособность// РИСК. 1999.№4. .

62. Печенкин А., Фомин В.Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. - 2000. - №2. - С.23-26.

63. Печенкин А.И., Фомин В.Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке //Надежность и контроль качества. –2001№2.

64. Печенкин А.Н., Фомин В.Н. Конкурентоспособность продукции и производителя //Надежность и контроль качества. - 1995. - №10.

65.Познякова Т.В. Макроэкономический аспект освоения предприятием новых технологий для обеспечения конкурентоспособности продукции //Проблемы технологии, управления и экономики /Под общ. ред. Панкова В.А. - Ч.1. – Н.Новгород, 2002. – С.21-22.

66. Поклонский Ф.Е., Корпоративная культура как основа управления конкурентоспособностью предприятия //ЭКО – 2001. - №3(5). - С.117-123.

67.Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М. 1993.

68. Портер М.Е. Международная конкуренция: - Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

69.Портфель конкуренции и управления финансами. М.: «СОМИНТЭК».1996.

70. Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. №1373. //Собр. постановлений Правительства РФ. 1998. №1-2.

71.Решетникова Т.П. Методы оценки конкурентоспособности предприятия //Вестник Нижегородського ун-та. - 2001. - №9. - С.166-173.

72.Решетникова Т.П. Методика оценки конкурентоспособности предприятия //Мат. Методы в экономике. - 2001. - №3-4, - С.74-82.

73.Савченко В.Ф. Программа обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии.// Стандарты и качество. 1997. №1. С. 15-17.

74.Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью //Интернет. - http://www.marketing.spb.ru/read/m19/index.htm.

75.Селезнев А. Инфрастуктура рынка и конкурентоспособность России. //Экономист. 2000.№2.

76.Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2000. №4. С.54-59.

77. Сорокин Г.М. Системно-целевой подход к управлению конкурентоспособностью крупного акционерного общества //Проблемы повышения эффективности функционирования предприятий различных форм собственности. – Екатеринбург, – 2002. - С.45-61

78.Скударь Г.М. Обеспечение конкурентоспособности машиностроительной продукции: проблемы и решения //ЭКО. - 2001. - №1. -С.101-113..

79.Татьянченко М.А., Литвиненко А.Н. Методологические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности товара машинотехнической продукции. // БИКИ. 1991 .№1.

80.Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. Под ред. Яковца. Ю.В. - М. 1997.

81.Фальцман В. Стратегия промышленного роста. // Экономист. 2001. № 8.

82.Фатхутдинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. // Вопросы экономики. 2000.№5.

83.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1998.

84.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

85.Филатов О.К. Проблемы повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий// Пищевая промышленность. 1999.№З

86.Финансовый менеджмент. По ред. Стояновой E.G., M.: «Перспектива»,2003.

87.Фоминский И. Управление внешнеэкономической деятельностью. М.1999г.

88.Чернега О.Б. Структурная конкурентоспособность: некоторые актуальные вопросы //Экономические проблемы и перспективы стабилизации экономики России. – Самара, Межвузовский научный сборник. – 2003. - С.78-87.

89.Чайка И., Львов И. Конкурентоспособное качество отечественной продукции - ключевая проблема выхода России из экономического кризиса. //Стандарты и качество. 2001 г. № 6.

90.Шакум М. О стратегии посткризисного развития российской экономики на рубеже веков. // Вопросы экономики. 2000.№9. .

91.Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона //Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - №5. – С.92-111.

92. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4. - С.44-54.

93.Шмулевич Т.В. Конкурентоспособность крупных предприятий и ее роль в развитии предпринимательства. // Народы СНГ накануне третьего тысячелетия./ Материалы Междунар. научн. конгресса. Н.Новгород. 1999 .

94.Экономика России в 2003г..Статистический сборник.М.:2004

95.Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. М.: Тандем, 1996

96.Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методика, оценка, регулирование. Саратов. Издательский центр СГЭА. 1997

97.Яновский А. Конкурентоспособность товара и производителя //Бизнес-Информ. - 2002. - №5. -С. 21-23.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.