призванный сделать это проект закона «О государственной регистрации
юридических лиц» все еще находится в стадии обсуждения.
В Гражданском кодексе РФ и федеральных законах «Об акционерных
обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся
основные положения российского корпоративного права. Но правовая форма
юридических лиц типа АО и ООО, которую в большинстве своем выбирают
иностранные инвесторы, скорее препятствует, чем способствует экономической
деятельности иностранных инвесторов.
В частности, предписания по созданию АО носят больше обязательный
характер, чем сковывают свободу действий иностранных инвесторов. Кроме
того, акционерное право содержит обширные и подробные процедурные
предписания, которые без необходимости лишь усложняют внутренние процедуры
– созыв и проведение общего собрания акционеров, увеличение уставного
капитала и т.д.
Законодательство об ООО предоставляет больше возможностей для
инвестора. Однако юридическое лицо, выбравшее эту форму также подстерегает
опасность. Дело в том, что каждый участник общества имеет неотъемлемое
право выхода из общества без соблюдения срока расторжения договора. При
этом ему в кратчайшие сроки должна быть выплачена компенсация в размере его
доли в уставном капитале компании. Вряд ли эти положения будут
способствовать доверию партнеров друг другу, когда каждый из них по
собственной прихоти может выйти из предприятия и при этом получить
значительную часть капитала.
В этих условиях многие иностранные инвесторы сталкиваются с выбором:
взять на себя основное бремя расходов или совсем отказаться от инвестиций.
Возможность участия в компании в качестве меньшинства часто просто не
рассматривается. Более эффективная законодательная защита меньшинства,
например посредством четкой формулировки и реализации права на получение
информации, позволила бы существенно улучшить инвестиционный климат и
увеличить приток иностранного капитала.
Повысить доверие к России может эффективное законодательство о
банкротстве. Связано это с тем, что многие российские предприятия в
рыночных условиях оказались неплатежеспособными, хотя и продолжают влиять
на экономическую конъюнктуру. Вывод таких компаний из участия в рыночных
отношениях позволил бы оздоровить ситуацию, повысить доверие партнеров друг
к другу.
В последние годы приняты основные регламентации по вопросам
банкротства. И все же юридическая практика крайне неудовлетворительна. Во-
первых, в законодательстве о банкротстве нет указаний на правовые
последствия в случаях, когда российские предприятия-должники осуществляют
нелегальную передачу своего имущества с целью избежать его возможной
реализации по требованию кредиторов. Результатом таких действий, например,
могло бы стать лишение конкурсного управляющего лицензии на исполнение
обязанностей и прокурорское расследование, подача кредитором жалобы в
органы, ответственные за выдачу лицензий; поиск проданного имущества и
наказание виновных в его сокрытии. Во-вторых, отсутствует перечень санкций,
которые должны быть применены в случаях конкретных процедурных ошибок, тем
более, что криминальный характер многих крупных дел о банкротстве не
позволяет дожидаться оценки правовой системы, а требует принятия
оперативных мер. В-третьих, обычно производство в соответствии с российским
законодательством осуществляется в трех-четырех инстанциях. В делах о
банкротстве оно ограничивается только одной инстанцией, что явно
недостаточно для проверки многих весьма сложных обстоятельств.
Другие препятствия инвестициям:
В РФ весьма незначительны возможности выполнения кредитных требований.
Допустимость передачи права собственности на обеспечение сомнительна.
Оговорка этого права в соответствии с статьей 451 ГК РФ принципиально
возможна, однако трудно реализуема на практике в силу слабости судебно-
исполнительной системы и уголовного законодательства. Особенно
проблематичным представляется то, что иски и требования кредиторов в случае
объявления должника несостоятельным считаются третьестепенными, т.е.
сначала обслуживаются требования сотрудников.
Единым федеральным законом не урегулировано и земельное право, хотя
собственность на землю является важным экономическим условием создания
производства. Такая неоднородная правовая ситуация не позволяет
коммерческим организациям приобретать землю даже в тех регионах, где такая
возможность предоставляется местными властями: предприятие может лишиться
этой собственности в результате вступления соответствующего федерального
закона.
Иностранный инвестор встречает трудности и в других сферах экономики –
банковском деле, деятельности страховых компаний, сертификации продукции и
услуг, сделках с недвижимостью.
Нестабильное состояние законов, регулирующих страховой рынок,
препятствует более динамичному развитию этого сегмента рынка. Кроме того,
49%-е ограничение иностранного участия в российских страховых обществах
будет препятствовать во многих случаях эффективному контролю зарубежными
инвесторами деятельности управленческого персонала и представляет для них
слишком большой инвестиционный риск.
Процедура получения лицензии на банковскую деятельность крайне сложна.
В частности, следует указать на следующие трудности:
V Для основания банка в Москве необходима лицензия Центрального банка, а
также его московского филиала;
V Руководящий персонал должен иметь как минимум высшее банковское
образование, и его квалификация должна подтверждаться свидетельствами;
V Предоставление полномочий руководящим сотрудникам контролируется
Центральным банком;
V Необходимо предоставление обширной информации обо всех правлениях
«материнской» компании;
V Руководитель, ответственный за бухгалтерскую деятельность, должен
выбираться только из определенного круга лиц.
Предоставление лицензий на работу с ценными бумагами и с частными
клиентами формально связано с длительными сроками ( полгода и 2 года с
начала деятельности). Даже по прошествии этих сроков выдача их существенно
затягивается в результате несогласованности действий различных
административных органов. Все эти правила приводят к крайне затрудненной и
дорогостоящей процедуре при основании и деятельности банков. Критерии
отзыва лицензий банков не определены однозначно и непоследовательно
реализуются на практике.
В настоящее время земельное право не урегулировано единым федеральным
законом, действующем на всей территории РФ. Однако часто собственность на
землю является важным экономическим условием создания производства в РФ. В
связи с неоднородностью правовой ситуации в настоящее время коммерческие
организации воздерживаются от приобретения земли даже в регионах, в которых
разрешено приобретение права собственности на землю. Хотя регистрация прав
на недвижимость и сделок с ней и является условием действенности их
проведения, на практике процедура регистрации требует больших затрат
времени и отличается бюрократизмом.
Четкая правовая система позволила бы убрать многие препятствия на пути
иностранных капиталов в Россию, считают германские аналитики.
3. Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности
Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и
защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса
регулирования инвестиционной деятельности государством.
В соответствии со ст.14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности»
государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной
деятельности. Казалось бы такая формулировка не должна вызывать разночтений
и способствовать доверию инвесторов к государству. Согласно данной
формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются
неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или
иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя,
законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «… в
случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают
права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих
актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их
опубликования».
Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение ст. 5 данного
Закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности.
Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов,
противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению
текста ст. 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут
ступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один
год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует
долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть
достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая
формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав,
а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.
В части 2 ст. 15 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но
применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением
убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая
экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30