Это обусловливает необходимость выявления возможностей и условий
мобилизации свободных внешних ресурсов, поскольку без вовлечения
значительных объемов дополнительных инвестиций возможности технического
прогресса, внедрения новых технологий и замены старого оборудования
становятся нереальными.
Ключевая задача новой инвестиционной политики заключается в том, чтобы
адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным
условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние
принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно
недостаточны для решения возникающих перед ней проблем. Одна из них —
мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет
которых в развитых странах обеспечивается значительная часть
производственных инвестиций.
В условиях постоянного сокращения государственных ассигнований и
ограниченных возможностей для самофинансирования предприятий
(недостаточность прибыли, накоплений, обесценение амортизационных
накоплений) основной акцент должен быть сделан на задействовании в
воспроизводственном процессе, прежде всего, внешних (привлеченных)
инвестиционных ресурсов, мобилизуемых, как правило, на финансовых рынках.
Создание в России благоприятного инвестиционного климата, построение
эффективной модели функционирования финансовых рынков, обеспечение условий
для трансформации сбережений в инвестиции и перетока капиталов в реальный
сектор экономики должны рассматриваться, как те слагаемые, которые позволят
переломить негативные тенденции в развитии экономики России.
При анализе возможных вариантов мобилизации инвестиционных ресурсов
(как внутренних, так и внешних) следует в итоге решать две проблемы —
поиска источников денежных средств и выбора оптимальной формы их
аккумуляции, которые необходимо рассматривать совместно.
На основе анализа зарубежной практики и данных социологических
исследований, проводившихся в России, о также экспертных оценок можно
сделать вывод о том, что наиболее перспективным источником инвестиций
являются внутренние (национальные) накопления и, прежде всего, сбережения
частных лиц.
Вместе с тем многообразие и разноплановость проблем финансового
обеспечения инвестиционного процесса в условиях переходной экономики России
обусловили тот факт, что сложившаяся к настоящему времени структура
инвестирования является неопределенной (несформировавшейся). Иначе говоря,
на сегодняшний день ни об одном из двух основных механизмов мобилизации
инвестиционных капиталов и трансформации сбережений в инвестиции — рынке
ценных бумаг и кредитном рынке — в условиях экономики России нельзя
говорить как об определяющем и эффективном. Более того, оба этих механизма
в современных условиях весьма слабо участвуют в решении финансовых проблем
производственного сектора экономики.
Необходимо рассматривать различные сценарии дальнейшего развития и
анализировать приемлемость того или иного варианта проводимых в экономике
России преобразований. В зависимости от того, какие будут применяться в
дальнейшем меры государственного воздействия, какая будет складываться
общая ситуация в экономике, получит приоритетное распространение тот или
иной путь мобилизации инвестиций.
В условиях хронической нестабильности банковской системы России и ее
неспособности предоставить свои избыточные ресурсы производственному
сектору экономики в качестве стратегического направления политики
государства (в части вовлечения в хозяйственный оборот свободных средств
частных инвесторов) необходима активизация роли рынка ценных бумаг в
инвестиционном процессе. В промышленно развитых странах он занимает
доминирующие (в сравнении с банковским кредитом) позиции в аккумулировании
и перераспределении финансовых ресурсов.
Развитие российского рынка ценных бумаг так же, как и в развитых
странах, должно способствовать привлечению временно свободных денежных
средств широкого круга инвесторов, обеспечению гибкого межотраслевого
перераспределения инвестиционных ресурсов и максимально возможному притоку
национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия,
формированию необходимых условий для стимулирования накоплений на
предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений всех
участников экономической системы в инвестиции.
Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что институциональные
реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться
завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора,
призванного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике
инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.
Несмотря на то, что после разразившегося в России в 1998 г. острейшего
финансово-экономического кризиса последовал длительный период стагнации, и
отмечалось дальнейшее снижение инвестиционной активности, появились
некоторые предпосылки и условия для стабилизации экономического положения в
экспортоориентированных отраслях и ускоренного развития импортозамещающих
производств. Прежде всего, благодаря действию ряда факторов конъюнктурного
характера (рост мировых цен на энергоносители, увеличение экспортных
поступлений). В последнее время произошло некоторое улучшение финансового
состояния предприятий, укрепление внутреннего инвестиционного потенциала,
появились условия для восстановления и развития отдельных производств и
отраслей национальной экономики. Однако нужно учитывать, что рост
производства и даже рост инвестиций в отдельно взятом году и/или отдельно
взятой отрасли не могут рассматриваться как основа для долгосрочного
экономического роста. До тех пор, пока он не происходит как
самоподдерживающийся возобновляемый процесс, говорить о преодолении кризиса
в производственной и инвестиционной сферах в полной мере не представляется
возможным. Именно поэтому необходимо обеспечить, чтобы уже достигнутые
положительные сдвиги не остались только лишь результатом благоприятного
краткосрочного конъюнктурного всплеска, а стали своего рода основой для
дальнейшего позитивного экономического развития, выхода на качественно
новый его уровень.
Для закрепления наметившихся положительных изменений в сфере
производства и инвестиций и создания наиболее благоприятных условий
инвестирования требуется принятие ряда новых серьезных решений, которые
могли бы воплотиться в практику хозяйствования. Активизация инвестиционной
деятельности в значительной степени зависит от дальнейшего формирования
нормативно-правовых основ благоприятного инвестиционного климата.
Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются
также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с этим
непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования
как основы для стабильного развития предприятий. Вместе с тем необходимо
учитывать реально существующие в стране политические и экономические риски,
не только препятствующие привлечению в страну портфельных инвесторов, но
также противодействующие использованию имеющегося национального
инвестиционного потенциала.
Решение проблем финансового обеспечения инвестиционной деятельности в
России должно быть связано с переходом от регулирования преимущественно
макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому
подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и
инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях. Конкретными
направлениями государственной политики должны стать:
обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее
полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах
промышленного производства; повышение эффективности уже разработанных, но
слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования
инвестиционной и производственной деятельности; формирование действенных
механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов
инвесторов (как внутренних, так и зарубежных); создание реальных
предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере
производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого
экономического роста.
2. Рекомендации целевой группы по улучшению инвестиционного климата
Россия и Европейский союз являются партнерами, взаимная
заинтересованность которых возрастает. Участники "Круглого стола
промышленников России и Европейского союза" ставят цепью выработку
рекомендаций правительствам России и Европейского союза для обеспечения
взаимовыгодных условий ведения бизнеса.
«Мы приветствуем те конкретные шаги российского: правительства, которые
были предприняты для укрепления политической и экономической стабильности и
улучшения экономического и делового климата, в особенности в результате
утверждения второй част Налогового кодекса, снижения и ограничения
таможенных тарифов, оказания помощи в разрешении основных конфликтов между
иностранными и российскими инвесторами. Утверждение краткосрочной
государственной программы и плана действий по ее реализации представляет
собой весьма позитивные решения и шаги, направленные на реальное улучшение
инвестиционного климата не только в виде заявлений, но и серьезных
действий. Участники Круглого стола промышленников России стран ЕС
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30