Рефераты. Оценка инвестиционного климата в России






Это обусловливает необходимость выявления возможностей и условий

мобилизации свободных внешних ресурсов, поскольку без вовлечения

значительных объемов дополнительных инвестиций возможности технического

прогресса, внедрения новых технологий и замены старого оборудования

становятся нереальными.

Ключевая задача новой инвестиционной политики заключается в том, чтобы

адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным

условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние

принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно

недостаточны для решения возникающих перед ней проблем. Одна из них —

мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет

которых в развитых странах обеспечивается значительная часть

производственных инвестиций.

В условиях постоянного сокращения государственных ассигнований и

ограниченных возможностей для самофинансирования предприятий

(недостаточность прибыли, накоплений, обесценение амортизационных

накоплений) основной акцент должен быть сделан на задействовании в

воспроизводственном процессе, прежде всего, внешних (привлеченных)

инвестиционных ресурсов, мобилизуемых, как правило, на финансовых рынках.

Создание в России благоприятного инвестиционного климата, построение

эффективной модели функционирования финансовых рынков, обеспечение условий

для трансформации сбережений в инвестиции и перетока капиталов в реальный

сектор экономики должны рассматриваться, как те слагаемые, которые позволят

переломить негативные тенденции в развитии экономики России.

При анализе возможных вариантов мобилизации инвестиционных ресурсов

(как внутренних, так и внешних) следует в итоге решать две проблемы —

поиска источников денежных средств и выбора оптимальной формы их

аккумуляции, которые необходимо рассматривать совместно.

На основе анализа зарубежной практики и данных социологических

исследований, проводившихся в России, о также экспертных оценок можно

сделать вывод о том, что наиболее перспективным источником инвестиций

являются внутренние (национальные) накопления и, прежде всего, сбережения

частных лиц.

Вместе с тем многообразие и разноплановость проблем финансового

обеспечения инвестиционного процесса в условиях переходной экономики России

обусловили тот факт, что сложившаяся к настоящему времени структура

инвестирования является неопределенной (несформировавшейся). Иначе говоря,

на сегодняшний день ни об одном из двух основных механизмов мобилизации

инвестиционных капиталов и трансформации сбережений в инвестиции — рынке

ценных бумаг и кредитном рынке — в условиях экономики России нельзя

говорить как об определяющем и эффективном. Более того, оба этих механизма

в современных условиях весьма слабо участвуют в решении финансовых проблем

производственного сектора экономики.

Необходимо рассматривать различные сценарии дальнейшего развития и

анализировать приемлемость того или иного варианта проводимых в экономике

России преобразований. В зависимости от того, какие будут применяться в

дальнейшем меры государственного воздействия, какая будет складываться

общая ситуация в экономике, получит приоритетное распространение тот или

иной путь мобилизации инвестиций.

В условиях хронической нестабильности банковской системы России и ее

неспособности предоставить свои избыточные ресурсы производственному

сектору экономики в качестве стратегического направления политики

государства (в части вовлечения в хозяйственный оборот свободных средств

частных инвесторов) необходима активизация роли рынка ценных бумаг в

инвестиционном процессе. В промышленно развитых странах он занимает

доминирующие (в сравнении с банковским кредитом) позиции в аккумулировании

и перераспределении финансовых ресурсов.

Развитие российского рынка ценных бумаг так же, как и в развитых

странах, должно способствовать привлечению временно свободных денежных

средств широкого круга инвесторов, обеспечению гибкого межотраслевого

перераспределения инвестиционных ресурсов и максимально возможному притоку

национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия,

формированию необходимых условий для стимулирования накоплений на

предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений всех

участников экономической системы в инвестиции.

Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что институциональные

реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться

завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора,

призванного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике

инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.

Несмотря на то, что после разразившегося в России в 1998 г. острейшего

финансово-экономического кризиса последовал длительный период стагнации, и

отмечалось дальнейшее снижение инвестиционной активности, появились

некоторые предпосылки и условия для стабилизации экономического положения в

экспортоориентированных отраслях и ускоренного развития импортозамещающих

производств. Прежде всего, благодаря действию ряда факторов конъюнктурного

характера (рост мировых цен на энергоносители, увеличение экспортных

поступлений). В последнее время произошло некоторое улучшение финансового

состояния предприятий, укрепление внутреннего инвестиционного потенциала,

появились условия для восстановления и развития отдельных производств и

отраслей национальной экономики. Однако нужно учитывать, что рост

производства и даже рост инвестиций в отдельно взятом году и/или отдельно

взятой отрасли не могут рассматриваться как основа для долгосрочного

экономического роста. До тех пор, пока он не происходит как

самоподдерживающийся возобновляемый процесс, говорить о преодолении кризиса

в производственной и инвестиционной сферах в полной мере не представляется

возможным. Именно поэтому необходимо обеспечить, чтобы уже достигнутые

положительные сдвиги не остались только лишь результатом благоприятного

краткосрочного конъюнктурного всплеска, а стали своего рода основой для

дальнейшего позитивного экономического развития, выхода на качественно

новый его уровень.

Для закрепления наметившихся положительных изменений в сфере

производства и инвестиций и создания наиболее благоприятных условий

инвестирования требуется принятие ряда новых серьезных решений, которые

могли бы воплотиться в практику хозяйствования. Активизация инвестиционной

деятельности в значительной степени зависит от дальнейшего формирования

нормативно-правовых основ благоприятного инвестиционного климата.

Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются

также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с этим

непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования

как основы для стабильного развития предприятий. Вместе с тем необходимо

учитывать реально существующие в стране политические и экономические риски,

не только препятствующие привлечению в страну портфельных инвесторов, но

также противодействующие использованию имеющегося национального

инвестиционного потенциала.

Решение проблем финансового обеспечения инвестиционной деятельности в

России должно быть связано с переходом от регулирования преимущественно

макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому

подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и

инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях. Конкретными

направлениями государственной политики должны стать:

обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее

полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах

промышленного производства; повышение эффективности уже разработанных, но

слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования

инвестиционной и производственной деятельности; формирование действенных

механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов

инвесторов (как внутренних, так и зарубежных); создание реальных

предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере

производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого

экономического роста.

2. Рекомендации целевой группы по улучшению инвестиционного климата

Россия и Европейский союз являются партнерами, взаимная

заинтересованность которых возрастает. Участники "Круглого стола

промышленников России и Европейского союза" ставят цепью выработку

рекомендаций правительствам России и Европейского союза для обеспечения

взаимовыгодных условий ведения бизнеса.

«Мы приветствуем те конкретные шаги российского: правительства, которые

были предприняты для укрепления политической и экономической стабильности и

улучшения экономического и делового климата, в особенности в результате

утверждения второй част Налогового кодекса, снижения и ограничения

таможенных тарифов, оказания помощи в разрешении основных конфликтов между

иностранными и российскими инвесторами. Утверждение краткосрочной

государственной программы и плана действий по ее реализации представляет

собой весьма позитивные решения и шаги, направленные на реальное улучшение

инвестиционного климата не только в виде заявлений, но и серьезных

действий. Участники Круглого стола промышленников России стран ЕС

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.