она должна быть в идеале. Именно для этого пригодится западный опыт.
С другой стороны, необходимо прояснить вопрос, какие элементы подобной
инфраструктуры уже есть в России, какие функции они выполняют, и что
требуется дополнительно.
Мировой опыт подтверждает, что развитая инвестиционная инфраструктура
не только облегчает взаимодействие между участниками инвестиционной
деятельности, но и делает саму ее принципиально возможной. В противном
случае при неразвитой инфраструктуре или ее суррогатах инвестиционное
движение капитала, будь то прямое или портфельное, не только
затруднительно, но и опасно для участников этого процесса.
К сожалению, в отечественной практике принято полагать (ошибочно), что
для инвестиционной деятельности необходимы только две стороны — доноры
капитала (инвесторы) и реципиенты (получатели). Ситуация в стране это
подтверждает. Отсутствие других звеньев инвестиционной инфраструктуры
играет не последнюю роль в парадоксальной ситуации сегодняшнего дня:
инвестиционные ресурсы востребованы реальным сектором, они имеются в
наличии, но вложения не осуществляются.
Инвестиционная инфраструктура призвана направлять потоки капитала
связывать держателя средств с получателем. С ее помощью распространяется
информация, минимизируются риски, повышается эффективность.
Международная практика показывает, что инвестиционная инфраструктура
должна включать обязательные элементы: инвестиционные и пенсионные фонды
(держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов); развитую
банковскую систему (включая специализированные инвестиционные банки и
национальные инвестиционные агентства (призваны продвигать инвестиционные
проекты для прямого иностранного инвестирования)) инвестиционные компании;
клубы инвесторов; агентства финансовой информации; инвестиционных
страховщиков; рейтинговые агентства; специализированных консультантов (по
финансовому планированию, аудиту, инвестициям и т. п.) фондовые институты,
управляющие компании и др.
Кроме этого, эффективная инвестиционная деятельность требует наличия
особых механизмов, связанных с процедурой формирования информационных баз
проектов, про шедших экспертную оценку, а также
специальных институтов, способных повышать инвестиционную
привлекательность проектов. В свою очередь подготовленность проектов
напрямую зависит от успешности реструктуризации предприятий и степени их
финансовой прозрачности и подготовленности к ведению инвестиционной
деятельности.
История становления рыночных отношений в России показывает, что
банковская система во многом выступала первопроходцем внедрения новых
методов и норм экономических отношений и приобрела на этом пути весомый
опыт.
Сравнивая деятельность банков и других организаций, претендующих на
активное участие инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики,
будет справедливо признать достижения первых.
Приведем аргументы в пользу того, что отечественная банковская система
способна в период становления инфраструктуры взять на себя и эффективно
выполнять ряд функций других участников инвестиционной деятельности.
Безусловно, осмыслить сразу такой подход мешает распространенное в обществе
мнение о банках как о «бесполезных кровопийцах». Кроме этого, стереотип
представлений о функциях банков который сложился не только в обществе, но и
в среде самих банкиров, мешает оценить перспективные возможности
отечественных банков в инвестиционном процессе в реальном секторе.
В условиях, когда успешность роста отечественного производства стала
заложником возможности привлечения в него капитала, существуют объективные
предпосылки принятия банками на себя особых функций инвестиционной
инфраструктуры. Более того, уже сегодня имеются свидетельства та кого
замещения функций аналогов западных инвестиционных институтов в российских
условиях:
V Банки знают фактическое состояние своих клиентов и могут оценивать их
перспективность в инвестиционном отношении, поскольку каждое предприятие
обслуживается каким-либо банком.
V В коммерческих банках в связи с крахом на рынке ГКО образовались
«свободные средства». Банки сегодня обладают, хотя и не «длинными»,
пассивами и, в отсутствие масштабного рынка государственных
заимствований, эмоционально готовы вкладывать капитал в не очень крупные
быстроокупаемые инвестиционные проекты.
V Однако, несмотря на перечисленные преимущества и возможности, реальная
ситуация в банках характеризуется наличием факторов, сдерживающих
позитивную роль банков для инвестиционной деятельности в промышленность.
Рассмотрим наиболее существенные из них.
V Практически повсеместное отсутствие в отечественных банках (кроме
Сберегательного банка РФ) после краха крупнейших из них свободных
«длинных» пассивов, хотя бы приблизительно соизмеримых с потребностями
реального сектора в инвестиционных средствах.
V Инерционная привязанность банковских кругов к работе на спекулятивном
рынке и отсутствие реструктуризации деятельности в самих банках.
V Имеющийся в наличии кадровый потенциал банков не готов вести
профессиональную работу по корпоративному финансированию по иску
перспективных проектов и "погружению» в проблемы финансируемого проекта.
V Отсутствуют унифицированные подходы и стандартизированные требования при
работе отделов корпоративного финансирования банков с инвестиционными
проектами предприятий.
V Банки не помогают своим клиентам в поиске для них сторонних инвесторов,
хотя это может быть кос венным источником интересов самого обслуживающего
банка.
Из перечисленного видно, что ряд препятствий может быть ликвидирован
административными мерами внутри банковских структур, а также при помощи
выработки единых стандартов при участии Ассоциации Российских банков.
Современная ситуация такова, что если банк желает занять свое место в
инвестиционном поле, он предпримет кадровые и структурные изменения.
Фактор отсутствия «длинных» денег — один из наиболее значимых. На
Западе источники доступных «длинных» средств — пенсионные фонды.
В России в ближайшей перспективе такие источники создать не удастся.
Поэтому отечественные банки должны быть задействованы в схемах включения
«длинных» западных денег в проекты промышленных предприятий, которые
обслуживаются в этих банках.
Другая возможность привлечения «длинных» капиталов имеется внутри
страны. Необходимо широкое распространение опыта организации банковских
пулов, консорциумов мод конкретный инвестиционный проект. Стоит указать и
на перспективность налаживания работы по участию российских банков в
инвестиционных проектах в качестве организаторов, андеррайтеров или
генеральных менеджеров специальных инвестиционных облигационных займов под
проекты.
Эти возможности тесно связаны с необходимостью налаживания в банковской
системе механизмов отбора, сопровождения, реализации инвестиционных
проектов. Кроме этого, существенное значение имеет необходимость проработки
вопросов выхода из проекта в силу проблемности отношений на вторичных
финансовых рынках.
Вопросы оценки, отбора и подготовки проекта к инвестированию в мировой
практике решаются посредством соответствующих инфраструктурных звеньев,
таких как рейтинговые и экспертные институты. Такого рода организации
практически вообще отсутствуют в России либо их услуги не соответствуют
потребностям рынка.
В российских условиях важную роль в инвестиционной инфраструктуре
должен играть инвестиционный консультант, который зачастую выполняет
функции «переводчика» и систематизатора требований инвестора к проектам, а
также занимается как поиском самих проектов, так и поиском инвесторов
В ряде банков функции инвестиционного консультанта фактически возложены
на специальные подразделения. Однако наличие таких примеров не снимает
остроты проблемы, поскольку система ведения банковской деятельности не
может, да и не обязана вмещать в себя непосредственную работу по подготовке
предприятия к ведению инвестиционной деятельности
Ситуация в реальном секторе такова, что лишь единицы предприятий
действительно готовы к ведению инвестиционной деятельности, а подавляющее
большинство нуждается в мероприятиях по реструктуризации, постановке
Финансового и управленческого учета и без их проведения не могут выходить
на инвестиционный рынок.
Консультационные подразделения банков такими проблемами не занимаются,
поскольку это не соответствует функциям, которые они выполняют в банковской
структуре. Поэтому необходимы небанковские инвестиционные консультанты,
которые способны оказать консультационную поддержку предприятиям и помочь
им осуществить эффективную реструктуризацию и войти на рынок капитала не в
качестве неимущего просителя, а на правах полноценного партнера.
Таким образом, подобный независимый консультант возлагает на себя
значительную часть функций важных звеньев инвестиционной инфраструктуры. В
реальности квалификация независимого консультанта должна позволять ему
одинаково свободно владеть ситуацией в реальном секторе экономики и в среде
инвесторов.
2. Создание паевых инвестиционных фондов
Одними финансовых инструментов для инвестиций в реальный сектор и
реализации промышленных проектов могли бы стать инвестиционные фонды.
Сегодняшние скромные размеры рынка ПИФов и относительно «прохладное»
отношение к ним со стороны российских инвесторов не должны вводить нас в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30