Рефераты. Оценка инвестиционного климата в России






положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной

задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в

экономическом смысле отрасли и предприятия.

Выражением такого отрыва является также то, что большинству

российских предприятий крайне трудно привлечь средства иностранных

портфельных инвесторов путем выпуска новых эмиссий акций и облигаций,

реальные денежные средства от продажи которых пошли бы на финансирование

производства. Практически единственным шансом на это продолжает оставаться

уход за пределы национального фондового рынка (т.е. выпуск ADR или GDR).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент

иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не

играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина

этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на

российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего

экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим

регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной

мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных

вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных

инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в

этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,

являются:

V создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,

регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок

их обращения на фондовом рынке;

V правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных

ценных бумаг;

V создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,

открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

V организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг,

предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках

капиталов;

V создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первую

очередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придать

рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его

привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического

и политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных

портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций

окажется практически потерянной для развития российской экономики.

Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за

счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые

соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень

широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование

бюджета является не инфляционным - это особенно важно для тех государств,

которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в

проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ

приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни

превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных

бумаг).

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в

государственные ценные бумаги:

V привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок

государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,

номинированных в национальной валюте;

V размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально

предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых

рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного

долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций

внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита

федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых

порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,

существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне

обоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом

реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более

“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может

существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем

сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по

отношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги по

сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные

портфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать

деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с

российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.

Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторым

оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-

5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд

долларов.

Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевидной

нехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,

привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторы

были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних

займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,

призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого

притока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила

доходность и ликвидность таких вложений.

Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно

значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов

Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего

российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные

финансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit

Suisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становится

не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить

их в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).

2. Пути и меры по привлечению инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных,

так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет

10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы

пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в

инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база

функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием

новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о

свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное

определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных

инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был

образован Государственный информационный центр содействия инвестициям,

формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата

требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

V достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

V ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и

уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране

цивилизованного некриминального рынка;

V радикализация борьбы с преступностью;

V торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

V пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

V мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

V внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

V запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

V предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.