заблуждение: так же происходило и в других странах с рыночной экономикой,
где теперь через подобные фонды (mutual funds в США, UCITS в Европе, OPCVM
во Франции и т.д.) мобилизуется значительная часть сбережений населения.
Тем важнее, на наш взгляд, своевременное вступление российских банков
на этот рынок, где доминирующие позиции сейчас занимают в основном
иностранные компании («Темплтон», «Пионер Первый», «Паллада Эссет
Менеджмент» — дочерняя структура State Street Global Advisors) или ведущие
российские инвестиционные компании («Тройка Диалог»).
Участие банков в создании фондов позволит радикально изменить ситуацию
в этой сфере. Сегодня из всего количества (31 паевой фонд), по нашим
данным, лишь три созданы российскими банками (Межкомбанк, МКБ, «Российский
кредит», НИКойл), что составляет менее 0,4% стоимости чистых активов
фондов.
Толчком к изменению отношения банков, бесспорно, станут принятие закона
«Об инвестиционных фондах», законодательное оформление налоговых льгот для
коллективных инвесторов, а также согласованные действия ФКЦБ и ЦБР. Целью
создания фондов является расширение набора услуг, предлагаемых банками
своим клиентам. В отличие от банковских депозитов, фонд не гарантирует
размера доходов пайщику и не имеет права вообще указывать какие-либо
проценты. В результате у портфельного менеджера банковского фонда
появляется значительно больше возможностей выбора инвестиционных
инструментов даже в условиях ограниченности данного сегмента рынка.
Основными направлениями участия банков в системе коллективного
инвестирования станут:
V создание крупных управляющих групп, способных конкурировать на
международном рынке;
V расширение сети специализированных депозитариев и хранение активов
паевых, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов в банках;
V развитие системы продажи паев и других инвестиционных продуктов с
использованием агентской сети банков;
V организация Интернет-агентств для системы коллективных инвестиций.
Под «управляющей группой» понимается группа субъектов паевого фонда,
ядром которой является или банк, или инвестиционная компания. Управляющие
группы выигрывают в конкурентной борьбе не за счет получения сверхприбылей,
но путем предоставления инвестору выбора среди различных фондов и
возможности конвертации паев между ними. Именно эта возможность наряду с
гарантиями надежности фондов и авторитетом имени управляющей группы
определяет ее место в рейтинге.
На российском рынке каждый из крупных банков, в том числе с
государственным участием, может самостоятельно занять свое место в рейтинге
управляющих групп, однако наиболее целесообразным является объединение
усилий банков для коллективных инвестиций.
Все элементы для развития системы коллективного инвестирования внутри
банковских групп уже существуют. Содержание нового этапа состоит в
соединении их в единый механизм. Управляющая компания группы выполняет
административные функции, а портфельными менеджерами созданных фондов
являются инвестиционные департаменты или структуры банка. Банк ведет счета
ПИФов, является агентом по привлечению средств и их размещению. К группе
могут примыкать как предприятия-партнеры банка для создания своих
корпоративных фондов, так и администрации территорий для организации
региональных фондов. Важным звеном группы является банк, который имеет
лицензию специализированного депозитария.
Все это позволит значительно снизить расходы участников группы,
обеспечивая получение ими комиссионных доходов и решение других важных
задач.
Депозитарная деятельность является привычной и выгодной для банков.
Однако при работе с фондами необходимо различать два вида депозитарных
услуг банка.
Во-первых, это хранение активов фондов и контроль за управляющими
компаниями, для осуществления чего нужна лицензия специализированного
депозитария. Надо отметить, что ФКЦБ приняла правильный курс на расширение
числа специализированных депозитариев и на передачу в спецдепозитарии
резервов негосударственных пенсионных фондов с 1 октября 2000 г.
Во-вторых, не меньшее значение, особенно для институциональных
инвесторов, будет иметь возможность хранения приобретенных паев в надежном
клиентском депозитарии (в частности, для выполнения правила 17 f-5
американскими резидентами или условий осуществления сделок купли-продажи
паев в Европе). Решение этой задачи требует нормативного закрепления таких
понятий, как «депозитариев хранение паев в банках» и «номинальное держание
в реестре владельцев паев» с ограничениями на операции с ними со стороны
номинального держателя — депозитария банка. Процедурное описание данных
вопросов и соответствующие рекомендации были подготовлены рабочей группой в
составе ППСД, Внешторгбанка и АКБ «Еврофинанс» еще в январе 2000 г., однако
их продвижение отложено в связи с рассмотрением закона «Об инвестиционных
фондах».
Очевидно, что без создания дистрибутивной сети сфера коллективных
инвестиций будет ограничена довольно узким кругом инвесторов. Опыт
показывает, что в качестве агентов паевого фонда в различных странах
выступают разные структуры, но ведущая роль принадлежит, безусловно,
банкам.
Если российские банки подключат свои отделения к процессу дистрибуции
паев, коллективные инвестиционные схемы смогут охватить всю территорию
страны и действительно стать источником внутренних инвестиций.
3. Сотрудничество с международными валютно-финансовыми организациями
Положительная динамика предоставления долгосрочных кредитов позволяет
надеяться на дальнейшую активизацию финансирования инвестиционных проектов.
В то же время перспективы развития инвестирования проектов зависят не
только от возможностей российских банков и от инвестиционной
привлекательности самих проектов, но также и от общей инвестиционной
атмосферы вокруг России, определяемой политикой ведущих зарубежных
страховых агентств, а также международных валютно-финансовых организаций
(ЕБРР Мировой банк).
Проектное кредитование в России невозможно представить без
инвестиционной поддержки международных валютно-финансовых организаций.
Такими организациями являются Международный банк реконструкции и развития
(МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), и Международная
финансовая корпорация (МФК).
Большее распространение получили кредиты ЕБРР, предоставляемые
предприятиям малого и среднего бизнеса различных отраслей народного
хозяйства. С 1994 г. по 1999 г. ЕБРР совместно с Фондом поддержки малого
бизнеса предоставил 43 тыс. проектных кредитов на сумму более 500 млн
долл., причем 60% всех кредитов приходилось на торговлю, 30% — на услуги и
10% - на промышленное производство. Основными банками — партерами ЕБРР и
МБРР до кризиса 1998 г. являлись "Токобанк", "Инкомбанк", "Альфабанк",
"Мосбизнесбанк", "Онэксимбанк;".
Особый пик активности международных организаций; (в частности, ЕБРР) на
российском инвестиционном рынке пришелся на 19S5 — 1997 гг., в частности, в
1997 г. доля кредитов этих организаций составила 42,8% от суммы прочих
инвестиций, превалировавших в структуре иностранных инвестиций (59,6%).
Так, в 1995 г. "Токобанк" оформил с ЕБРР и МБРР соглашения об участии в
поддержке предприятий на сумму около 200 млн. долл., часть из которых была
предоставлена клиентам: ОАО "Томскнефть ВПК" и ОАО "Юганскнефтегаз" на
модернизацию производства. ЕБРР и МФК открыли "ОНЭКСИМбанку" кредитную
линию в сумме 115 млн. долл. США для реализации ряда проектов; кроме того,
на конец 1996 г. российский банк самостоятельно оформил кредитные линии,
основным клиентам (в т.ч. РАО "Норильский никель" и НК "Сидэнко") общим
лимитом около 77 млн. долларов. В 1997 г. "Автобанк" совместно с ЕБРР
предоставил ОАО Горьковский автомобильный завод инвестиционный кредит в
сумме 75 млн. долл., российскому банку также была открыта кредитная линия в
сумме 30 млн. долл. для дальнейшего развития проектного кредитования.
В 1996 — 1997 гг. EББР в рамках инвестиционных программ поддержки
предприятий и развития финансовых учреждений активно сотрудничал с
"Мосбизнесбанком", используя расширенную филиальную сеть российского банка:
общая сумма кредита на указанные цели составила порядка 29 млн. долларов.
Основными получателями займов стали ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "Томский
инструмент".
В 1998 г. объем кредитов и займов ЕБРР для поддержку, российских
предприятий снизился с 3296 (1997 г.) до 23% от общего количества
планируемых инвестиций в страны Восточной Европы. Среди наиболее крупных
проектов ЕБРР в 1993 г. можно отметить проект модернизации электростанции
на Камчатке (85,7 млн. экю), строительство атомных станций при участии ОАО
'"Росэнергоатом" (общей сумме 75,5 млн. экю).
В 1999 г. объем кредитов ЕБРР составил около 120 млн. долл., а по
состоянию на ноябрь 2000 г. совокупный объем кредитов банка определен в
размере, превышающем 700 млн. долларов. По всей видимости, доля кредитов,
международных финансовых организаций в структуре прочих инвестиций в 2000
г. будет больше, чем в 1999 г., поскольку за первое полугодие 2000 г. этот
показатель (2,8%) почти достиг уровня 1999 года (3,2%).
Международная финансовая корпорация (МФК) также приняла деятельное
участие в финансировании инвестиционных проектов на территории России.
Основным профилем данной организации является поддержка частных проектов в
различных странах, государственный сектор корпорация не финансирует.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30